Правительство обошло санкции по уровню вреда для российской экономики
Российские госбанки не испытывают большой потребности в госфинансировании, а нефтегазовые компании имеют достаточно денежных средств для текущих операций, поэтому санкции не окажут ощутимого эффекта на экономику, рассуждают аналитики «Уралсиб Кэпитал». Так, у ВТБ нет каких-либо крупных валютных обязательств в нынешнем году, а в следующем году группа должна будет погасить долларовый долг на $3 млрд. У Сбербанка в этом и в следующем году нет обязательств к погашению в евро, тогда как долларовые выплаты в 2014–2015 годах в сумме составят около $5 млрд.
Ужесточение экономической политики может ударить по экономике гораздо сильнее. Повышение ключевой ставки ЦБ отрицательно скажется на росте розничного и корпоративного кредитования, из-за того, что российские банки привлекают средства регулятора в больших объемах. Введение налога с продаж, которое было поддержано Владимиром Путиным, по мнению аналитиков, «вычтет» из темпов роста ВВП 0,1%. Другие налоговые инициативы, впрочем, могли бы дать больший негативный эффект – повышение НДС до 20% привело бы к замедлению экономики на 0,2-0,3%. При этом темпы инфляции от введения НДС увеличились бы на 1,5%, а от налога с продаж она вырастет на 0,5-1%.
В целом замедление роста ВВП из-за ужесточения монетарной и фискальной политики, а также от санкций может составить 0,8-1 процентных пункта в 2015-2016 году, прогнозируют эксперты «Уралсиб Кэпитал».
«Очевидно, что если, несмотря на повышение ставки, правительство примет решение об увеличении налогов, то ответственность за замедление роста будет полностью на нем. Двойного удара — повышения ставки и налогообложения — экономика может не переварить», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
В интервью РБК экс-замминистра экономического развития Андрей Клепач также указывал на ошибочность решения ЦБ поднять ставку. «Это фактор, который будет ограничивать экономическую и инвестиционную активность. Нужны стимулы с точки зрения кредитования, увеличение ликвидности, снижения процентных ставок. Пойти на это сложно, учитывая сохраняющееся давление на курс. Но повышения ставок точно следовало бы избежать», - настаивал он.
«Это не победит инфляцию, а кредиты станут дороже», – соглашался с ним директор Центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев. Не поддерживал он и инициативу Минфина повысить налоговую нагрузку.
В «Уралсиб Кэпитал» предлагают не допускать дальнейшего ужесточения монетарной и фискальной политики. «Вместо этого правительство должно изменить среднесрочные цели по инфляции, повысить эффективность расходования бюджетных средств, отложить реализацию ряда госпрограмм (включая, возможно, некоторые социальные и военные программы) и увеличить заимствования», – говорится в обзоре. Чрезмерно высокая ставка на импортозамещение также может способствовать сокращению интеграции России в мировую экономику.
По мнению главного экономиста «ВТБ Капитал» Владимира Колычева, стоит сократить рост расходов на сферу ВПК - правда, это малореализуемая задача, признает он. «Это чуть ли не единственная статья расходов бюджета, которая растет последние четыре года. Было бы правильным перераспределить приоритеты и сократить аппетиты по расходам в сфере ВПК, но на это нужна политическая воля», - считает он.
Юлия Забавина