Москва удвоила расходы на празднование Дня города до полумиллиарда рублей
«Любители Aerosmith»
Москва отметит День города в этом году пятью сотнями различных мероприятий на 50 крупных площадках, заявил телеканалу «ТВ Центр» глава городского департамента культуры Александр Кибовский. Столица будет веселиться два дня, но основные мероприятия запланированы на субботу, 5 сентября. Праздничный фейерверк запустят тоже в субботу — в 22:30 с 31 точки.
Департамент СМИ и рекламы, департамент торговли и услуг, ГАУК «Московская дирекция массовых мероприятий» и другие городские структуры для организации празднования осуществили заказы на общую сумму свыше 500 млн руб., следует из конкурсной документации на сайте госзакупок. В 2014 году тогдашний руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков объявлял, что столичные власти потратят на День города около 250 млн руб. Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова к моменту публикации не прокомментировала, с чем связано увеличение бюджета праздника.
В расчет общей стоимости праздника РБК не включал расходы мэрии на фестиваль «Московская осень», мероприятия которого частично накладываются на день города, а также расходы на разгон облаков, который государственное казенное учреждение Москвы «Кольцевые магистрали» заказало за 429,9 млн руб. сразу на четыре даты в 2015 году — 9 и 24 мая (День славянской письменности и культуры), 12 июня и День города.
Также в городские расходы не включены затраты на главный праздничный концерт на Лубянской площади, который пройдет с 15:00 до 23:00 в субботу. На концерте выступит группа Aerosmith, британский певец Джон Ньюман и другие артисты. На гонорар Aerosmith Москва не потратила ни копейки, сказал глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. «Его организовали бизнесмены, любители Aerosmith», — заявил он РБК, добавив, что не знает, кто эти люди: они обсуждали этот вопрос напрямую с мэром, сказал он.
Неизвестные меценаты, возможно, помогли сэкономить городу около $1,5 млн (более 100 млн руб. по курсу ЦБ на 4 сентября): по данным портала Business Insider, именно столько Aerosmith запрашивает за мероприятия в США, за пределами страны концерты обходятся заказчикам дороже. Группа Aerosmith является одной из самых высокооплачиваемых, отмечается на портале.
Самый дорогой
Москва в этом году резко увеличила расходы и на другие праздники, следует из документации на сайте госзакупок: так, летний Фестиваль варенья подорожал более чем в пять раз — с примерно 30 млн руб. в 2014-м до почти 160 млн в 2015 году. Но День города остается первым по дороговизне.
Самый дорогой лот к празднованию разместил департамент СМИ и рекламы: оформление территории города новыми объемными декоративными конструкциями обойдется в 44,3 млн руб. В том числе предусмотрена иллюминационная флаговая конструкция «Вдохновение» — с учетом монтажа она оценена в 8,6 млн руб., «линейная» конструкция флагов — еще в 7 млн руб. Глаза москвичей также будет радовать световой проект «Берега города» за 4,1 млн руб., декоративный «торт» за 2,8 млн руб. Всего на заготовление флагов и стягов потрачено 27 млн руб.
За установку павильонов медиазон с информационными роликами город выложил 37,6 млн руб. Общая сумма лотов на проведение праздничного фейерверка в разных районах города, по расчетам РБК, составила 17,6 млн руб.
Одно из самых дорогих мероприятий в рамках большого праздника — фестиваль «Москва-Триумфальная» на Тверской улице, оцененный в 52,6 млн руб. Задумка организаторов заключается в том, чтобы водрузить на улице восемь триумфальных арок разных исторических периодов, начиная от эпохи Петра I до советских времен, и устроить в этих декорациях стилизованные шоу и мастер-классы.
Немерюк, отвечающий за проведение этого мероприятия, отметил, что рассчитывает на «синергический эффект» от этих трат для бизнеса: «В ЦАО располагается порядка 2,5 тыс. ресторанов — их выручка в праздничные дни вырастает вдвое: с 0,5 млрд руб. в обычный день до почти 1 млрд руб. — в праздничный. Таким образом, за два дня бизнес получит до 1 млрд руб. дополнительного дохода».
Исполнительный директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков согласен, что в отдельных ресторанах во время праздников дневная выручка действительно может вырасти вдвое, но во время таких праздников обычно появляется и выездная торговля, оттягивающая на себя часть выручки. «Если брать все рестораны ЦАО, то я бы сказал, что их выручка вырастет в среднем на 30–50%», — считает Петраков.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров полагает, что выручка ресторанов, которые располагаются рядом с местами проведения праздничных мероприятий, может увеличиться в 1,5–2 раза в сравнении с субботами и воскресеньями, а не будними днями: «Покупательская способность снизилась, и люди готовы оставлять в ресторанах меньше денег. Но в праздники они обычно расслабляются и не так переживают за свой кошелек».
Всего День города посетят 10 млн человек, включая москвичей, гостей из регионов и иностранных туристов, рассчитывает Немерюк.