Инфляция вышла за пределы таргета ЦБ впервые за 15 месяцев
Годовая инфляция в ноябре составила 4,42%, превысив целевой уровень Банка России (4%) впервые с августа 2019 года (.pdf), следует из данных Росстата. В октябре годовая инфляция осталась чуть ниже целевого уровня регулятора (3,99%).
- Продовольственная инфляция ускорилась в ноябре до 5,76% в годовом выражении, причем индекс потребительских цен на плодоовощную продукцию достиг 12,39%.
- Основными драйверами роста цен стали отдельные виды плодоовощной продукции (в частности, произошло сезонное повышение цен на огурцы и помидоры), товары длительного хранения (крупы, сахар, подсолнечное масло), яйца, хлебная продукция, рыба и лекарства.
- Ускоренное удорожание лекарств с 17 по 30 ноября имело почти фронтальный характер, что может объясняться уже не только ажиотажным спросом, связанным с пандемией COVID-19, но и последствиями девальвации рубля, отмечает экономист Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Дмитрий Белоусов (.pdf). По данным Росстата, в лидерах удорожания — линекс (плюс 4,6%), бромгексин (плюс 3,4%), поливитамины с макро- и микроэлементами (плюс 2,6%).
- Вместе с тем в ноябре, по данным госстатистики, ртутные термометры подорожали на 7,6% (причем в Хакасии цены подскочили в 1,9 раза, в Кабардино-Балкарии и Смоленской области — в 1,6 раза, в Адыгее, Дагестане и Курганской области — в 1,5 раза). Цены на медицинские электронные термометры выросли на 8% в целом по стране.
- Россияне на фоне осеннего роста заражений COVID-19 начали возвращаться к модели потребления, наблюдавшейся пандемийной весной 2020 года: траты на еду и лекарства растут, а расходы на непродовольственные товары и услуги сокращаются, предупреждали аналитики Банка России в конце ноября.
- На рост инфляционных ожиданий россиян и наблюдаемой инфляции в ноябре, как и в октябре, продолжали влиять ослабление рубля и ускорение роста цен на отдельные востребованные товары, отмечал ЦБ в ежемесячном обзоре инфляционных ожиданий населения (.pdf). При этом ноябрьские инфляционные ожидания россиян оставались вблизи пиковых значений января—февраля 2019 года, когда они увеличились под влиянием повышения ставки НДС с 18 до 20% и ослабления национальной валюты.
Ускорение инфляции вряд ли приведет к повышению ставки в декабре; скорее всего, оно не вызовет и существенного ужесточения риторики в пресс-релизе ЦБ по итогам заседания совета директоров, полагает главный экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков. «Структура ускорения инфляции достаточно красноречиво говорит о том, что оно вызвано шоком предложения, прежде всего в продовольствии, а не опережающим ростом спроса», — отмечает он. Итоговый рост цен для 2020 года, по мнению аналитика, составит 4,4–4,5%. Но уже в декабре 2020-го — начале 2021 года произойдет стабилизация роста цен на невысоком уровне, главным образом за счет более низкой продовольственной инфляции. В целом по 2021 году инфляция, вероятно, составит 2,8–3%, добавил Исаков.
По прогнозу Банка России, годовая инфляция составит 3,9–4,2% в 2020-м, 3,5–4,0% в 2021-м и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Правительство в официальном прогнозе, разработанном Минэкономразвития, ожидает, что инфляция составит 3,8% на конец 2020 года, 3,7% на конец 2021-го и 4% в 2022–2023 годах.