Правительство ужесточит контроль за сделками с госсобственностью
Наказание для ФГУПов
Руководители федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий (ФГУПов и МУПов) должны нести ответственность за несогласование сделок по приватизации с курирующим ведомством и Росимуществом, заявил Дмитрий Медведев в четверг на совещании правительства в Горках.
Изменения будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях. По словам премьер-министра, нужно установить административное наказание для тех, «кто не предоставит вовремя данные о сделках с госимуществом». «А для усиления контроля вводится административное наказание за несвоевременное предоставление информации об учете и управлении имуществом. Это может быть и штраф, и дисквалификация», – считает Медведев.
КоАП дополнят двумя новыми составами, рассказал РБК представитель Минэкономразвития. По его словам, ответственность появится у руководителей МУПов и ФГУПов, а также самих учреждений, за нарушение порядка распоряжения имуществом, в частности, речь идет о штрафе в размере от 1 до 10% от цены совершенной сделки, говорит он.
В качестве примера нарушений, которые должны устранить поправки в КоАП, представитель Минэкономразвития приводит историю потери активов ряда ФГУПов. По данным Росимущества, в нарушение закона и без согласия собственника ФГУП «Вторая типография Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве», ФГУП НПЦ «Гидробиос», ФГУП «НИЦ Зарубежсхема», ФГУП «Центрреставрация» выдали поручительства перед банком КБ «Московский капитал» за третьих лиц по задолженности, возникшей на основании никем не оспариваемого судебного решения между юрлицом и банком. Затем банк взыскал имущество госпредприятий за неоплаченные долги.
Сфера управления госсобственностью – одна из самых проблемных, накопилось много скандалов и судебных исков от предпринимателей, говорит партнер компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов. Каждый год Генпрокуратура выявляет порядка 100 тыс. нарушений в управлении госсобственностью, отмечает юрист.
Следят за приватизацией
Весной 2012 года Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре, МВД, ФСБ, СКР и Росфинмониторингу провести проверки того, как проходит приватизация. В итоге должна была появиться новая концепция управления федеральной собственностью и система показателей, характеризующих эффективность работы по ее управлению. Примерно в это же время глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предлагал ввести уголовную ответственность за нарушения в ходе приватизации, но тогда эта идея не нашла поддержки.
«Проблема несогласования сделок актуальна не только для госкомпаний, но и для частного корпоративного сектора, в том числе компаний с госучастием. При этом возможно либо прямое неисполнение обязанности по согласованию или одобрению сделки, либо сокрытие определенных фактов, например аффилированности, при согласовании сделки с заинтересованностью, – поясняет сотрудник Следственного комитета Георгий Смирнов. – Также есть схемы искусственного создания условий, при которых формально сделку одобрять не надо». Например, манипулирование с балансовой стоимостью активов, в результате чего сделка не подпадает под определение крупной. Нужно предупредить эти действия еще на раннем этапе согласования, упреждая поступление актива в руки лица, которое будет пользоваться институтом добросовестного приобретателя, после чего забрать у него актив очень сложно, говорит он.
В прошлом году на проблему законности сделок по приватизации обратили внимание в Госдуме. Депутат комитета по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов («Единая Россия») внес законопроект, наделяющий ФСБ правом проверять участников приватизации. Цена вопроса – от 300 млрд до 475 млрд руб., отмечает депутат в пояснительной записке к проекту. Согласно федеральному бюджету на 2015–2017 годы только в 2015 году поступления от приватизации должны были составить 158,5 млрд руб.
«Дмитрий Медведев затронул важную проблему – отсутствие адекватной ответственности чиновников, распродающих госсобственность. Те, кто сегодня не выполняют даже формальной обязанности сообщить о сделке в Росимущество, об экономической целесообразности и государственных интересах точно не думают», – считает Костунов.