Александр Волошин заявил о «заболевании» российской экономики
Низкая доля малого и среднего бизнеса в России, зависимость от сырья — признаки заболевания российской экономики, стабильность страны не должна зависеть от одного человека, заявил член Экспертного совета при правительстве, экс-руководитель администрации президента Александр Волошин.
«Мне кажется, что ситуация, в которой мы находимся, мы можем розовыми красками украшать, но она, если честно, чрезвычайно далека от красоты», — заявил Волошин в понедельник, 5 марта, в ходе стратегической сессии «Разработка программ изменений в контрольно-надзорных органах» в «Сколково», по итогам которой госорганы в рамках реформы надзора сформируют «меню» преобразований.
По его словам, одной из самых серьезных проблем является состояние бизнес-климата. «Есть несколько конкретных градусников, которые его измеряют. Например, доля малого и среднего бизнеса в ВВП — порядка 20%, по официальной статистике. А ведь в современной экономике, если доля малого и среднего бизнеса меньше 50%, то это уже свидетельство заболевания», — сказал Волошин.
Второй «градусник» — это уровень диверсификации экономики. Доля нефтегазового сектора в экономике России сокращается при снижении цен на нефть, но при повышении цен доля сырьевого сегмента автоматически возрастает. «Вся современная экономика — сервисная экономика, финансы, высокие технологии — не привязана к территории в отличие от нефти, газа и металлов, и эти индустрии гораздо меньше толерантны к плохому бизнес-климату», — указал Волошин.
«Эти два градусника показывают некоторое заболевание, требующее лечения», — заключил он.
По мнению Волошина, задача улучшения делового климата — не только экономическая, но и политическая: стабильность развития России зависит от формирования в стране широкого среднего класса, для чего «жизненно важен» хороший бизнес-климат.
«Если мы хотим, чтобы страна была стабильной и чтобы эта стабильность была гарантирована на долгие десятилетия и столетия, мы должны сформировать широкий, толстый класс людей, которым есть что терять, консервативный в правильном смысле этого слова. Это малый и средний бизнес, это средний класс. И они не должны давать стране сваливаться ни вправо, ни влево, то есть стабильность страны должна гарантироваться не одним человеком, даже уважаемым и пользующимся доверием избирателей, а многими миллионами представителей среднего класса и малого бизнеса», — подчеркнул Волошин.
По словам Волошина, для бизнеса сегодня серьезным риском является взаимодействие с государством, в том числе с надзорными органами. «Надзор должен быть бизнес-ориентированным, он должен ставить задачи помогать субъектам экономики соблюдать требования законодательства», — отметил он.
Александр Волошин руководил администрацией президента Бориса Ельцина и до 2003 года — администрацией президента Владимира Путина. Он возглавляет рабочую группу по созданию Международного финансового центра в Москве.
Единственный ресурс
Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов на той же сессии в «Сколково» подчеркнул необходимость выстроить современную систему управления в контрольно-надзорных органах в условиях ограниченности ресурсов. «Это человеческие ресурсы, административные ресурсы, финансовые ресурсы. От того, насколько эффективно система управления построена в надзорном ведомстве, результативность и КПД управления будут радикально отличаться», — сказал министр.
«У вас не будет в ближайшее время радикально больше денег. У вас в ближайшее время не будет больше кадров. У вас остается третий фактор — администрирование», — сказал Абызов, обращаясь к руководителям надзорных органов, участвующих в сессии.
Анкетирование участников сессии из 16 контрольно-надзорных органов показало, что большинство руководителей признают: модель управления нужно менять, следует из материалов семинара. Приоритетами реформы они назвали улучшение системы подготовки кадров, внедрение новой системы мотивации сотрудников и совершенствование анализа рисков, а также развитие ИТ-инфраструктуры.
«Формат деятельности контрольно-надзорных органов, предусматривающий привычные сегодня плановые и внеплановые проверки, будет полностью перестроен и изменен. Кроме того, необходимо радикально изменить баланс надзорных мероприятий, переведя деятельность: 1) в профилактику, 2) в дистанционное взаимодействие. Персонал контрольно-надзорных органов — это 300 тыс. сотрудников, которые работают в основном по старой, уже сложившейся модели, через привычные проверки. Каждому надзору нужно выработать меню тех преобразований, которые контрольно-надзорные органы считают возможным и посильным для себя реализовать в ближайшие два года», — заявил Абызов.
Реформа госконтроля и надзора включена в число проектов, которые реализуются на площадке Совета при президенте и которая направлена на снижение административной нагрузки на бизнес путем перехода на риск-ориентированный подход к организации проверок и введения публичных чек-листов при проведении проверок. В правительстве за реализацию реформы отвечает Абызов, это одно из основных направлений работы «открытого правительства».