МЭРТ выступает за изменение Налогового кодекса
Так, срок проведения налоговых проверок компаний должен быть сокращен до 3-5 месяцев, так как российские компании используют электронный документооборот. Также необходимо четко разграничить понятия "камеральные" и "выездные" проверки, и определить понятие "встречных" проверок.
Кроме того, глава МЭРТ считает недопустимой ситуацию, когда противоречия Налогового кодекса РФ в процессе рассмотрения судебного иска трактуются не в пользу налогоплательщика, а в пользу налоговых органов. "Ситуация, когда мы знаем, как функционирует судебная система, и когда статья Налогового кодекса, в которой говорится о том, что все неустранимые сомнения, возникающие из противоречивого толкования кодекса, должны трактоваться в пользу налогоплательщика, трактуется наоборот, является недопустимой", - подчеркнул Г.Греф. По его словам, данная ситуация вредит инвестиционному климату и в ближайшее время должна быть исправлена. Министр указал, что проблема может быть решена только путем внесения поправок в НК РФ.
Министерство финансов РФ предлагает увеличить отсрочку по уплате "больших налоговых претензий" при угрозе банкротства на 2-3 года. Об этом сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов в ходе парламентских слушаний в Госдуме. Внутри ведомств по этому законопроекту в настоящее время есть серьезные разногласия, однако замминистра выразил надежду, что в ближайшее время данный законопроект уже станет доступным для обсуждения с бизнес-сообществом.
В рамках данного законопроекта предполагается разграничить камеральные и выездные проверки. В настоящее время обсуждается сущность камеральных проверок: сводятся ли они лишь к арифметическим проверкам состояний балансов или являются более глубокими. Минфин склоняется к тому, что камеральные проверки должны быть "более глубокими", однако с ограниченным перечнем предоставляемой информации. Если в результате такого анализа налоговые органы определяют, что есть основания подозревать налогоплательщика в недобросовестной уплате налогов, то необходимо проводить выездную проверку с первичными документами.
Кроме того, в законопроекте уточняются правила, по которым запрашиваются документы у налогоплательщика. В частности, предполагается, что достаточными будут документы, подписанные руководителем предприятия. Также в законопроекте будет прописана процедура для налогоплательщика, если у него есть возражения по акту налоговой проверки.
Налогоплательщик должен иметь возможность позвать с собой на обсуждение претензий адвоката, аудитора и др. Процедура обсуждения должна быть достаточно публичной, с тем, чтобы обе стороны могли аргументировать свое видение ситуации. Кроме того, предполагается, что налоговые претензии будут рассматриваться не теми, кто проводил проверку, а специальными подразделениями, которые будут созданы в рамках налоговых органов для "более обстоятельного и независимого рассмотрения возражений".
В ряде случаев, чтобы исключить ситуации, при которых "фондовый рынок трясет, как в лихорадке", будет предусмотрено обязательное рассмотрение актов проверки вышестоящими налоговыми органами до того, как они будут выставлены налогоплательщику.
Планируется сделать сроки выездных налоговых проверок жесткими, а также предусмотреть ограничения по повторным проверкам. "Само их существование вызывает определенное напряжение, мы понимаем это недовольство налогоплательщиков", - отметил С.Шаталов.
Между тем глава Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по налоговой и бюджетной политике Олег Киселев, выступая сегодня с докладом на парламентских слушаниях на тему «Налоговая реформа: состояние и перспективы», заявил о том, что "договоренности с бизнесом о мерах по реформированию налогообложения не соблюдаются, бизнес-сообщество будет настаивать на снижении НДС".
"В случае если разрабатываемый Минфином законопроект о внесении изменений в первую часть налогового кодекса не будет способствовать реальному улучшению положения налогоплательщика, то бизнес-сообщество будет настаивать на снижении ставки НДС", - подчеркнул О.Киселев.
В РСПП были две точки зрения по поводу инструментов снижения налогового бремени, напомнил О.Киселев. Одна заключалась в улучшении налогового администрирования, другая – в снижении ставки НДС. Правительство в качестве приоритета выбрало улучшение администрирования, но предложения, которые сейчас разрабатывает Минфин в этой части, не соответствуют требованиям бизнеса, отметил глава Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике. О.Киселев напомнил, что эти требования были озвучены на заседании Совета по конкурентоспособности 3 марта и на встрече предпринимателей с президентом России 24 марта. При этом с ними согласились представители правительства, подчеркнул глава Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике.
Ранее член бюро правления РСПП, председатель координационного совета предпринимательских союзов Александр Шохин заявил о том, что были правы те предприниматели, кто считал, что лучше добиваться снижения налоговых ставок, потому что навести порядок в администрировании вряд ли получится.