Страны НАТО решили увеличить военные расходы до 2% от ВВП
«В эти неспокойные времена НАТО должно быть готово принять на себя полный спектр задач и защищать союзников от полного спектра угроз», — заявил генеральный секретарь Альянса Андерс Фог Расмуссен.
В опубликованном по итогам саммита коммюнике отмечается, что члены НАТО обязались не снижать свои военные расходы, в течение десяти лет довести их до нормы в 2% ВВП и увеличивать параллельно росту последнего.
По итогам 2013 года норматив военных расходов удалось выполнить только четырем входящим в НАТО странам — США (4,4%), Великобритании (2,4%), Греции (2,3%) и Эстонии (2%). Более 1% потратили на оборону Франция (1,9%), Турция (1,8%), Польша (1,8%), Португалия (1,5%), Хорватия (1,5%), Румыния, Болгария, Норвегия, Дания и Албания (по 1,4%), а также Германия (1,3%), Италия (1,2%), Чехия и Словения (по 1,1%).
Люксембург же потратил на оборону всего 0,4% своего ВВП. Ключевым членом НАТО Великое герцогство, конечно, не назовешь, но порядок есть порядок.
Одновременно с этим главы входящих в НАТО государств, в частности, британский премьер Дэвид Кэмерон, обязались не только поддерживать военные расходы на уровне в 2% ВВП, но и направлять пятую часть этих денег на техническое переоснащение вооруженных сил. Именно на такой формуле настаивали ранее власти США.
Кроме того, участники Альянса решили оказывать помощь в подготовке вооруженных сил Иордании, Грузии и Ирака, то есть стран, которые являются союзниками НАТО, но не входят в Альянс.
Лидеры стран НАТО также договорились обеспечить постоянное военное присутствие на восточной границе Альянса.
«Сегодня мы пришли к согласию, что будем поддерживать постоянное присутствие и активность в воздухе, на земле и на море в восточной части Альянса на ротационной основе», — заявил Расмуссен, отметив, что планирует создание группировки сил быстрого реагирования Альянса с участием авиации, флота и сухопутных частей. При этом полное развертывание группировки и приведение всех ее сил в боевую готовность должно занимать не более двух дней.
По словам генсека Альянса Андерса Фога Расмуссена, места дислокации, точный состав группировки, количество войск, расположение баз снабжения и другие детали еще предстоит проработать. Общую численность сил быстрого реагирования генсек оценил в несколько тысяч человек. Однако президент Польши Бронислав Коморовский уже сейчас объявил, что численность сил быстрого реагирования НАТО составит пять тысяч военных.
В мае 2014 года глава Пентагона Чак Хейгл заявлял, что поведение России относительно ситуации на Украине вынуждает страны НАТО пересмотреть свои оборонные бюджеты в сторону увеличения.
В 2013 году Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) подсчитал, что большинство стран Европы, США, Канада, Индия, Япония и ряд других государств значительно сократили в 2012 году свои военные бюджеты. В то же время во многих государствах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Южной Америки расходы на оборону заметно выросли. В результате общемировые расходы на военные нужды сократились в реальном исчислении всего на 0,5%, составив $1,75 трлн.
Безусловным лидером остались США, выделившие в 2012 году на оборону $682 млрд. Однако после 6%-го сокращения военного бюджета их доля в общемировых расходах на оборону впервые со времен противостояния с СССР упала ниже 40%.
Россия, по данным SIPRI, за тот же 2012 год увеличила свои военные расходы сразу на 16%, доведя размер военного бюджета до $12,3 млрд. Китай потратил на наращивание своих «мускулов» $11,5 млрд — на 7,8% больше, чем в 2011 году.
По данным Росказны, за 2013 год на раздел «Национальная оборона» из бюджета России были потрачены 2,1 трлн руб., что составляет 3,2% ВПП и 15,8% от общих расходов бюджета. До 2020 года на госпрограмму перевооружения армии и флота, а также техническое переоснащение предприятий ОПК из бюджета будет выделено около 23 трлн руб.
К концу 2014 года Совет безопасности России уточнит военную доктрину из-за событий на Украине и расширения НАТО и американской ПРО. Уточнения повлекут изменение планов военного строительства Генштаба, но увеличения бюджетных трат ждать не стоит, объясняют военные эксперты.
Евгений Калюков