Продукты из ЕС и США заменят продовольствием Латинской Америки
Стейк из санкций
«Производителей отечественных поддержать, но потребителям не навредить», — так накануне Владимир Путин охарактеризовал ответные меры на западные санкции. Как говорится в указе президента, который уже вступил в силу, на ввоз в Россию «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» налагается запрет или ограничения.
Источник РБК в Минэкономразвития заявил, что постановление правительства с перечнем запрещенных товаров уже готово и может быть подписано Дмитрием Медведевым уже завтра. Это подтверждает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. По словам источника в Минэкономразвития, Москва руководствуется ст.21 Генерального соглашения по тарифам и торговле, которая допускает изъятие товаров из свободной торговли в рамках ВТО при угрозе национальной безопасности.
«Теоретически страны могут применять эту норму по своему усмотрению, но никто старается этим не пользоваться, потому что ссылки на ГАТТ снижают доверие к стране. Применяется она в исключительных ситуациях наподобие текущей», — говорит директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.
Запрет будет действовать в течение года. При необходимости правительство сможет вносить предложения по изменению этого срока, говорится в указе главы государства. Параллельно поручено организовать комплекс мероприятий, «направленных на увеличение предложения отечественных товаров» и принять меры к недопущению роста цен на продукты питания.
Дипломатический источник в ЕС назвал решение Кремля «непродуктивным и неоправданным», сообщило РИА Новости. Из Евросоюза в Россию поставляется прежде всего молочная продукция (Дания, Финляндия, Франция, страны Балтии) и овощи (Польша), говорит руководитель проекта «Кафедра ВТО» в СПбГУ Сергей Сутырин. По данным IHS, Россия также является крупнейшим экспортным рынком для фруктов и овощей из ЕС, общий объем экспорта составляет €2 млрд в год. США экспортирует в Россию животноводческую продукцию (говядина, телятина, мясо птицы). Япония, которая также присоединилась к санкциям, продает морепродукты.
Поможет Южная Америка
Попавшие под запрет иностранными продукты будут замещаться отечественными, заявил РБК секретарь Общественной палаты, сопредседатель центрального штаба Народного фронта Александр Бречалов. В стране достаточно мощностей для увеличения производства, уверяет он. Источник в правительстве говорит, что поставки могут нарастить не присоединившиеся к санкциям страны, которые проигрывали в конкуренции европейцам и американцам.
Россельхознадзор сообщил, что уже завтра обсудит с дипмиссиями ряда латиноамериканских стран перспективы расширения поставок продовольствия в Россию. Чиновники будут встречаться с послами Эквадора, Бразилии, Чили и временным поверенным в делах Аргентины в России, говорится в сообщении ведомства. Ведомство также обнародовало списки предприятий Бразилии, которые получили право на поставки мясной в Россию. Кроме того, впервые бразильские компании Confepar и Perdigao получили право на поставку молочной продукции.
У российских рестораторов уже есть успешный опыт замены попавших под запрет продуктов аналогами из Латинской Америки. В марте Россельхознадзор ввел запрет на ввоз в Россию замороженной и охлажденной говядины из Австралии, в результате чего цены на качественную говядину выросли вдвое. Однако течение месяца рестораторам и премиальным ретейлерам удалось вернуть их на прежний уровень — они заменили австралийскую говядину на продукцию из Уругвая и Парагвая. Например, так поступила «Азбука вкуса» и ряд ведущих стейк-хаусов.
По мнению президента ГК «Дикси» Ильи Якубсона, запрет потребует от ретейла, в частности, оперативного пересмотра ассортиментной политики и пула поставщиков. «Говорить о конкретике можно будет после прояснения рамок вводимых ограничений», — сказал он РБК. Руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов заявил, что компания постарается заместить многие позиции за счет расширения сотрудничества с российскими поставщиками, поставщиками из Юго-Восточной Азии, стран Таможенного союза, активнее будет сотрудничать с Китаем и Турцией, Ираном, Египтом и теми странами, которые не попадут в правительственный список.
Теоретически импортеры смогут обойти запрет, если будут ввозить продукты из черного списка через Белоруссию и Казахстан, предполагает профессор кафедры внешнеполитической деятельности России ФНБ РАНХиГС Александр Михайленко. Но это риск — «могут начать преследовать те магазины, которые будут эту продукцию продавать», рассуждает ведущий научный сотрудник ЦЭФИР РЭШ Наталья Волчкова.
Отразится ли смена поставщиков на ценах продуктов на полке, по мнению Русанова, говорить рано. Александр Кнобель из РАНХиГС оценивает потенциальный эффект от ответных санкций на инфляцию в 2 процентных пункта.
Удар с воздуха
Продуктовые санкции могут стать не последним ответом России на давление со стороны Запада. Во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с главой Минтранса Максимом Соколовым и заместителем генерального директора «Аэрофлота» Вадимом Зингманом сказал, что нужно обсудить меры, которые Россия предпримет в ответ на санкции против российских авиакомпаний. Представитель Минтранса вчера подтвердил РБК, что ведомство ищет ответные меры, отказавшись уточнять подробности.
Среди ответных мер может быть удлинение транссибирских маршрутов, которое снизит конкурентоспособность европейцев в сравнении с азиатскими перевозчиками, запрет на чартерные пассажирские и грузовые рейсы и запрет на транзит для украинских авиаперевозчиков, сообщило вчера агентство Bloomberg, ссылаясь на неназванные источники. Накануне о возможности запрета транссибирского транзита писали «Ведомости».
IATA в своем пресс-релизе вчера назвала торговую войну с Россией, наряду с лихорадкой Эбола, дефолтом Аргентины и войной на Ближнем Востоке, в числе основных угроз для роста спроса на авиаперевозки.
Прямые потери от запрета для европейских авиакомпаний на пролет через территорию России могут составлять несколько тысяч долларов за рейс, считает генеральный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. За прошлую неделю по этому маршруту прошло около 1600 рейсов 39 авиакомпаний, около половины рейсов совершили 14 европейских перевозчиков, пишет Bloomberg, ссылаясь на данные мониторингового сервиса Flightradar24. Таким образом, запрет транссибирского транзита будет стоить европейским перевозчикам от $2,4 млн в неделю, или от $125 млн в год.
Запрет может обернуться для европейских перевозчиков потерей доли азиатского рынка. Потратив два или больше часов своего времени на полет по удлиненному маршруту, пассажиры могут в будущем предпочесть азиатских перевозчиков, говорит Пантелеев. Но пострадает «Аэрофлот». Сейчас он является основным получателем роялти от европейских авиакомпаний, которые, по оценкам экспертов, могут составлять около $300 млн в год. За два дня слухи о запрете транзита обвалили акции авиакомпании на Московской бирже на 10%.
Похожие потери понесла зарабатывающая на перелетах в Азию Finnair, ее акции рухнули на 8,92%, акции крупнейшей авиакомпании Европы за два дня Air France — KLM упали на 6,63%, International Consolidated Airlines Group S.A. (IAG), объединяющая British Airways и испанскую Iberia, подешевела на 2,53%, Lufthansa — на 3,29%.
Дмитрий Коптюбенко, Елизавета Добкина, Денис Пузырев, Анна Левинская, Юлия Забавина