Три российских порта открыли для транзита «санкционки»
Морские порты в Санкт-Петербурге, Находке и Владивостоке получили право принимать для дальнейшей транспортировки транзитом через территорию России товары, которые запрещены для ввоза в страну и находятся в санкционном списке, принятом в 2014 году.
Об этом сообщает Центр развития цифровых платформ (ЦРЦП) — разработчик системы отслеживания перевозок товаров автомобильным и железнодорожным транспортом.
«С 6 сентября через Большой порт Санкт-Петербурга, порт Восточный и Владивостокский морской торговый порт возможен ввоз или вывоз санкционной продукции транзитом по территории Российской Федерации», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте центра.
Порты Санкт-Петербург и Восточный (Находка) находятся на маршруте транзита товаров из Евросоюза в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Через порт Владивосток проходят торговые пути из США в Монголию и страны Центральной Азии.
Кроме того, в дополнение к уже существующим санкционную продукцию разрешили ввозить для транзита через железнодорожные пункты пропуска Валуйки на границе с Украиной, Дербент на границе с Азербайджаном, Наушки на границе с Монголией, Вязьма на российско-белорусском участке границы и автомобильный пункт пропуска Нижний Зарамаг на границе с Южной Осетией. Транзит будет осуществляться с использованием электронных навигационных пломб и их отслеживанием по системе ГЛОНАСС.
В сообщении центра, поступившем в РБК, говорится, что открытие транзита «санкционки» с использованием электронных навигационных пломб увеличит его на 8,5%, или 82 тыс. TEU в год. «Открытие портов добавит к общему объему транзитных перевозок еще более 10 тыс. TEU с перспективой ежегодного роста — объем перевозок по традиционному маршруту Deep Sea через Суэцкий канал ежегодно составляет около 22 млн. TEU в год. Часть этих грузов пойдет через российские порты», — считают в компании.
ТEU — это условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, основанная на объеме 20-футового (6,1 м) контейнера. TEU является неточной единицей, он не может быть точно пересчитан в другие единицы измерения.
Транзит санкционных грузов через территорию России был разрешен по указу президента Владимира Путина от 24 июня 2019 года. Главное условие — гарантия их вывоза в третьи страны, для чего используются электронные навигационные пломбы. Мониторинг таких перевозок осуществляется с помощью Системы отслеживания перевозок товаров, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу контрольно-надзорным органам в автоматическом режиме данных о местоположении и сохранности грузов.
Впервые электронные пломбы начали устанавливать на идущих через Россию грузовиках и вагонах весной 2016 года. Однако до 2019 года они использовались только при транзите грузов из Украины в Киргизию и Казахстан. Применение пломб должно гарантированно подтверждать факт неразгрузки транспортного средства при его транзите.
В октябре 2020 года ЦРЦП выяснил, что Украина стала главным перевозчиком санкционных товаров по территории России. Всего с марта по сентябрь 2020 года международные грузоотправители осуществили через территорию России более 4,4 тыс. транзитных рейсов с санкционными товарами, из них 2,7 тыс. пришлись на Украину. Наибольшая часть общего объема перевозок пришлась на продукты питания: чаще всего через Россию везли мясо и мясные субпродукты — доля рейсов с таким товаром составила 37%. Кроме мяса везли также продукты из зерна и злаков (12%), бумагу и картон (9%), молочные продукты (9%), фрукты и орехи (5%), какао (4%), рыбу и ракообразных (3%).
Тогда ввоз санкционки был разрешен только через десять железнодорожных и 20 автомобильных пунктов пропуска на границе. В августе 2020 года Минтранс разработал проект постановления правительства и предложил включить Большой порт Санкт-Петербург, порт Восточный и порт Владивосток в перечень пунктов пропуска через границу товаров, находящихся под продовольственным эмбарго.
Россия ввела продовольственное эмбарго в отношении стран Евросоюза, США и некоторых других государств, поддержавших антироссийские санкции, в августе 2014 года. Под запрет тогда подпали поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, сыров, молока, фруктов, овощей, а также некоторых других категорий продуктов из этих стран, причем этот список не раз пересматривался. Спустя год контрсанкции были расширены и распространились в том числе на Албанию, Лихтенштейн, Исландию и Черногорию, а с 1 января 2016 года — на Украину. С тех пор контрсанкции постоянно продлеваются.