Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Космос невезения: почему у России не осталось поводов для гордости

Освоение космического пространства никогда не было простым и безопасным делом, но всегда – вопросом национального престижа. Еще в эпоху СССР было принято гордиться разработками советских ученых и достижениями космонавтов. Мы привыкли быть "впереди планеты всей, потому что первыми в космос полетели", и ни у кого не возникало сомнений на этот счет.
Космос невезения: почему у России не осталось поводов для гордости

Крушение советского строя не изменило положения – задел был огромен, сразу растерять его не удалось. Россия оставалась великой космической державой на протяжении двух десятилетий, и только в свете последних событий этот статус пошатнулся.

Менее чем за год Россию постигла череда неудач по части космических запусков. Сначала три навигационных спутника "Глонасс-М" упали в океан, за этим последовали потеря спутника "Экспресс-АМ4" и падение грузового корабля "Прогресс М-12М". Значит ли это, что Россия окончательно выбыла из лидеров освоения космоса?

Аварийный отсчет

В космической гонке СССР в свое время взял такие высоты, что мы гордимся ими до сих пор. Однако все было не так радужно, как может показаться на первый взгляд. Сроки тогда были жесткими, задачи – сложнейшими, без ЧП тоже не обходилось.

По настоящему трагических аварий в СССР было две. В 1967г. космонавт Владимир Комаров погиб из-за отказа парашютной системы во время возвращения на Землю. Вторая трагедия произошла в 1971г. - тогда в момент приземления "Союза-11" произошла разгерметизация корабля, и экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

После этого полеты космических кораблей "Союз" были приостановлены на 1,5 года, а целью стала проверка системы спасения экипажа в случае разгерметизации.

Однако космическим кораблям иногда не удавалось толком даже взлететь. В апреле 1975г. "Союз-18" должен был доставить космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова на орбитальную станцию "Салют-4". Все в мире к этому времени уже успели привыкнуть к надежности ракеты-носителя P-7А и не могли даже представить, что она не выведет корабль в космос.

Тем не менее именно это и произошло: корабль аварийно отстыковался и стал камнем падать вниз. Космонавты с трудом приземлились на один из хребтов Алтайских гор и несколько дней ожидали спасателей. Чем не сценарий для фильма-катастрофы, написанный самой жизнью?

Безусловно, все причастные к аварийным ситуациям получали выговор. Однако повсеместные увольнения и наказания в виде тюремного заключения не применялись. "Если у человека не было выговоров, считалось, что он не работает. Но чтобы сажали в тюрьму или всех дружно увольняли - такого на моей памяти не было", - вспоминает летчик-космонавт, советник президента Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" им.Королева Александр Александров.

Потерянные 90-е

Накануне превращения СССР в Россию советская космическая отрасль имела две крупнейших программы: многоразовый комплекс "Энергия-Буран", который был альтернативой американских "шаттлов", и орбитальная станция "Мир".

Казалось, только появился реальный шанс вырваться далеко вперед, закрепить мировое лидерство в космосе, покорить далекие звезды, как вдруг СССР перестал существовать. Финансирование космической отрасли приостановилось, однако спасти разработки и продлить им жизнь удалось благодаря сотрудничеству с новыми "заклятыми друзьями" - США.

"В это время NASA заинтересовалась работой на "Мире". Мы тоже были заинтересованы в сотрудничестве, потому что нам были нужны деньги на продолжение программ", - вспоминает А.Александров. Благодаря такому сотрудничеству США вложили в российские космические исследования около 330-340 млн долл., а взамен получили информацию по множеству разработок, в частности по кораблю "Союз".

После того как сотрудничество с американцами подошло к концу, российские космические исследования снова вернулись к финансированию из скудного бюджета.

"Тогда же началась подготовка к работе с Международной космической станцией. По настоянию Роскосмоса, не исчерпав весь потенциал "Мира", мы переключили внимание на МКС", - рассказывает А.Александров.

В 90-е было сравнительно немного запусков - страна только начинала самостоятельное плавание в космические просторы и делала это нерешительно. С 1990г. по 1999г. было осуществлено около 46 запусков космических аппаратов: 20 из них - с космодрома Плесецк, остальные - с Байконура. Несмотря на всеобщую нехватку средств, практически все запуски осуществлялись штатно и проходили успешно.

"Серьезных аварий в 90-е годы не было. Конечно, были нестыковки, но чтобы потерять корабль - никогда", - отмечает космонавт.

Тройной удар

К нынешнему десятилетию Россия подошла с "Протонами" и "Союзами". Однако две аварии подряд, произошедшие в августе этого года, "приземлили" эти ракеты-носители до выяснения обстоятельств, заставив усомниться в надежности отечественных космических кораблей.

Первым тревожным сигналом стала потеря трех спутников "Глонасс-М". В декабре прошлого года они взлетели с космодрома Байконур лишь для того, чтобы через несколько часов упасть в Тихий океан, не достигнув орбиты. Причина потери аппаратов была определена как ошибка в расчетах: разгонный блок перезаправили двумя тоннами лишнего топлива.

Полетели головы: ряд руководителей структурных подразделений Роскосмоса привлекли к дисциплинарной ответственности, а позже лишился кресла глава ведомства Анатолий Перминов, которого заменили Владимиром Поповкиным.

Однако снять с руководящей должности одного начальника и заменить его другим еще не означает решить все проблемы. Прошло несколько месяцев и в августе был утрачен спутник "Экспресс-АМ4". Взлетев с Байконура, он так и не добрался до орбиты – подвел пятый разгонный блок "Прогресса". И пока межведомственная комиссия ищет виновных, дорогущий телекоммуникационный спутник бессмысленно блуждает в космических околоорбитальных просторах в качестве мусора. На создание нового потребуется около двух лет, а о его стоимости остается только догадываться.

Но, как говорится, беда не приходит одна. Менее чем через неделю на МКС отправился было грузовой корабль "Прогресс М-12М" с топливом, оборудованием и продуктами, запущенный с ракетой-носителем "Союз-У". Штатно он летел всего 5,5 минут: затем произошло нарушение работы двигательной установки, и вся дорогостоящая конструкция рухнула на Алтае.

Из-за крушения космического грузовика сместилась дата возвращения трех членов экипажа МКС. Кроме того, череда неудач поставила под сомнение успешность всех российских запусков и подорвала статус страны как надежного космического партнера.

Кто виноват?

Комиссия Роскосмоса признала аварию "Прогресса" случайностью. Однако ссылаться на случайные неудачи космических потерь не приходится: если обратить внимание на статистику запусков с начала 2004г., сразу бросается в глаза то, что ежегодно происходил один неудачный (частично или полностью) запуск. И это не говоря о том, что сроки самих запусков иногда переносятся, а новые разработки ждут появления на свет годами.

Ракеты и спутники не долетают до орбиты, а Россия несет серьезные финансовые и стратегические потери. При этом едва ли дело в недостатке финансирования: по неофициальным данным, прогнозируемый бюджет Федерального космического агентства на 2012г. составляет около 117,3 млрд рублей.

Особо активно Роскосмос пытается обратить внимание государства на развитие полезных и всегда используемых по назначению спутников ГЛОНАСС. Только в 2011г. на реализацию этой федеральной целевой программы из бюджета выделяется 19,3 млрд руб.

Стало быть, дефицита денег нет, зато налицо нехватка квалифицированных кадров. "Сейчас 60% работников, которые трудятся на предприятиях по производству двигателей, ракет, - люди пенсионного возраста, а смена приходит недостаточно интенсивно", - рассказывает А.Александров.

Удивляет и то, что подводит проверенная техника. "Если в начале беспилотные "Союзы" падали часто, так как тогда это был период испытаний, сегодня это уже серийная ракета, она не должна падать", - отмечает он.

Утешает лишь то, что выбор у остального мира невелик: американские "шаттлы" списаны из-за своей дороговизны и исчерпанного ресурса, и к МКС летать в любом случае придется на российских космических аппаратах. Но едва ли нашим партнерам нравится такая зависимость при подобной аварийности, а конкуренты вряд ли безучастно смотрят на такой шанс отломить лакомый кусочек прибыльного "космического пирога". Как говорится, на своих ошибках учатся, на чужих – карьеру делают.

И пока Россия строит воздушные замки космических достижений и выставляет на авиасалоне в Жуковском "потемкинские Бураны", конкуренты уже наступают нам на пятки.

Анастасия Жидкова, РБК

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 15 марта
EUR ЦБ: 93,61 (-0,65)
Инвестиции, 17:45
Курс доллара на 15 марта
USD ЦБ: 85,57 (-1,05)
Инвестиции, 17:45
Зеленский заявил, что курская операция ВСУ «выполнила свою задачу»Политика, 20:13
Как Путин ответил на просьбу Трампа пощадить ВСУ в Курской области. ВидеоПолитика, 20:09
Рубио назвал встречу Путина и Уиткоффа позитивной и продуктивнойПолитика, 20:00
Главреда «Вечерних ведомостей» снова арестовали на 14 сутокПолитика, 19:53
Рубио заявил об улучшении положения на переговорах по урегулированиюПолитика, 19:51
СК проверит данные о побоях первоклассницы учительницей в ЛипецкеОбщество, 19:49
Путин ответил на призыв Трампа пощадить бойцов ВСУ в Курской области⁠Политика, 19:45
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Токаев призвал к объективной оценке советского прошлогоПолитика, 19:42
Матч Российской премьер-лиги назвали «Кубком эль-пластико»Спорт, 19:29
После стрельбы у детсада в Новой Москве завели дело о хулиганствеГород, 19:23
Лукашенко заявил, что Путину «тайком» звонили с УкраиныПолитика, 19:10
«Русал» поэтапно купит 50% глиноземного завода в ИндииБизнес, 19:08
ЦСК ВВС сообщил о домашнем аресте гендиректора по делу о вымогательствеСпорт, 19:05
В «Нафтогазе» назвали серьезными повреждения мощностей для добычи газаПолитика, 19:05