Госконтракты Минобороны освободили от казначейского контроля
Федеральное казначейство будет вести сопровождение государственных контрактов по гособоронзаказу, говорится в постановлении правительства, опубликованном на официальном портале правовой информации. В справке отмечается, что это решение «позволит усилить контроль за расчетами по государственному оборонному заказу и направлено на исключение нецелевого расходования бюджетных средств и необоснованного завышения цен на оборонную продукцию».
При этом постановление выводит из-под контроля казначейства госконтракты в сфере гособоронзаказа, заключенных Министерством обороны. Также, согласно документу, казначейскому сопровождению не подлежат госконтракты, заключенные госзаказчиками при наличии банковского сопровождения, госконтракты по обеспечению органов внешней разведки средствами разведывательной деятельности, ФСБ — средствами контрразведывательной деятельности, «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами. Для сделок по гособоронзаказу характерна низкая платежная дисциплина, есть коррупционные факторы, поясняет заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. Система казначейского сопровождения достаточно жесткая, а освобождение госконтрактов от этого контроля «обеспечит свободу рук», говорит эксперт.
«Теперь казначейство и Минфин смогут контролировать движение бюджетных средств по таким контрактам только постфактум. Казначейское сопровождение — это механизм контроля за каждым платежным поручением, каждая операция контролируется», — говорит Зацепин. Освобождение госконтрактов от контроля казначейства «снизит барьеры для прохождения денег», объясняет он.
Минфин в 2016 году ввел механизм казначейского сопровождения всех госконтрактов, авансирование которых измеряется в размере более 100 млн руб. Согласно приказам Минфина России и казначейства, все исполнители госконтрактов обязаны открывать счета в Федеральном казначействе, а получать средства станет возможным лишь после того, как запрос проверят. Для расходов по гособоронзаказу было сделано исключение, хотя именно с этими расходами у правительства возникает больше всего проблем. В феврале 2016 года министр финансов Антон Силуанов предупреждал, что значительные авансовые перечисления — порядка 1 трлн руб. за товары, работы и услуги — привели к росту остатков средств на счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений. «Основной прирост авансов обеспечен за счет авансирования Министерства обороны», — отмечал тогда министр финансов.
В ходе подготовки закона о федеральном бюджете на 2017–2019 годы Минфин предложил сократить финансирование военных расходов на 6%. Министр финансов Антон Силуанов, представляя в Государственной думе проект бюджета, отметил, что сокращения не коснутся закупок вооружения и военной техники, «несмотря на все сложности». В результате расходы федерального бюджета по направлению «Национальная оборона» на 2017 год снизились до 2,84 трлн руб.
16 февраля президент России Владимир Путин, выступая на коллегии ФСБ, призвал «тщательно» отслеживать расходование средств, которые были выделены на гособоронзаказ и на важнейшие инфраструктурные проекты, так как «фактов хищения и нецелевого расходования госсредств по-прежнему много». В декабре глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил ужесточить уголовное наказание за преступления, связанные с хищениями и коррупционными проявлениями в сфере госзакупок, в том числе в сфере государственного оборонного заказа и оборонно-промышленного комплекса. Глава СКР предложил дополнить соответствующий федеральный закон примечанием, где будут определены критерии, при которых государственный заказ считается исполненным надлежащим образом, а любые отклонения от объема и видов работ, предусмотренных контрактом, допускаются только при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры.