Минфин предложил разрешить избранным компаниям платить налоги не вовремя
Такая отсрочка или рассрочка по закону может предоставляться на один—три года, и Минфин предлагает открыть такую возможность для предприятий, которые включены в правительственный перечень стратегических в соответствии с законом о банкротстве. В этом списке несколько сотен государственных и близких государству предприятий, в том числе оборонных («Алмаз-Антей», «Тактическое ракетное вооружение», Уралвагонзавод и др.), НИИ, а также крупнейшие сырьевые компании — «Роснефть» (и ее материнский холдинг «Роснефтегаз»), «Газпром», «Транснефть». В этот же перечень входят крупнейшие государственные СМИ — ВГТРК, «Первый канал» и «РИА Новости».
Если предложение Минфина будет принято, любой участник перечня стратегических предприятий и компаний сможет получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, сборов и страховых взносов за работников на срок до года, следует из ст. 64 НК, которую предлагает поправить Минфин. По уплате федеральных налогов (или части налогов, которая зачисляется в федеральный бюджет) отсрочка может быть еще больше — до трех лет, следует из Налогового кодекса. Количество налогов, по которым может быть предоставлена отсрочка или рассрочка, законом не ограничено.
Существующий механизм не работает
Сейчас Налоговый кодекс предоставляет возможность отсрочки или рассрочки по налогам, как правило, тем предприятиям, которые попали в беду — оказались в сложном финансовом положении, пострадали от стихийного бедствия или технологической катастрофы, не получили своевременно положенные бюджетные ассигнования.
Действующие механизмы отсрочки или рассрочки по уплате налогов слишком сложны, и никаких гарантий по принятию решения об отсрочке (даже при наличии предусмотренных в Налоговом кодексе обстоятельств) законодательство не предоставляет, отмечает руководитель юридического отдела АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов. По его данным, на практике эти механизмы не востребованы и почти не применяются.
Управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин согласен, что инструмент отсрочки был бы востребован, если бы получение права на его использование не было столь затруднительным, а предоставление такого права не было столь редким. «Если упростить порядок получения такого права или сделать его обязательным для принятия налоговыми органами при предоставлении налогоплательщиком всех необходимых документов, то процедура станет востребованной, а пока налогоплательщики в нее не верят», — говорит Базыкин.
Овеснов не исключает, что в случае принятия поправок именно для стратегических предприятий (среди которых в основном компании оборонно-промышленного сектора) может быть принято некое отдельное решение, упрощающее получение ими налоговых рассрочек.
Льгота на общих основаниях
В ответе на запрос РБК представитель Минфина обратил внимание на то, что общим условием для предоставления отсрочки или рассрочки, согласно ст. 64 Налогового кодекса, является тот факт, что финансовое положение претендента «не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка». Это условие будет применяться и к стратегическим предприятиям. На них будут распространяться и пункты о том, что отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по уплате налога на сумму, не превышающую стоимость чистых активов предприятия, и о том, что на сумму отсроченной задолженности начисляются проценты по ставке, равной половине ставки ЦБ.
По его словам, решение выделить стратегические предприятия в отдельную категорию претендентов на отсрочку по налогам связано с тем, что во всех остальных случаях критерии тех компаний, которые могут получить отсрочку, утверждаются Министерством экономического развития (с прицелом на то, чтобы компания, получив льготу, не исчезла с высвободившимися деньгами). Но в отношении госкомпаний нет надобности проводить оценку по таким критериям — нет опасений, что они исчезнут, объясняет представитель Минфина.
Предприятиям выгодно
«Мы полностью поддерживаем это, — прокомментировал инициативу Минфина генеральный директор АО «Ангстрем» (входит в перечень стратегических предприятий) Константин Носов. — Многие компании из стратегического перечня из-за введенных санкций испытывают затруднения в финансировании текущей деятельности. Отсрочка по уплате даст возможность поддерживать уровень оборотных средств без привлечения банковских кредитов». Это позволит вовремя выполнять государственный заказ, заключил Носов.
«У нас нет проблем [с уплатой налогов], рассрочка для нас не очень актуальна, — сказала РБК главный бухгалтер НПО «Меридиан» (тоже входит в стратегический перечень) Елена Валова. — Нас устраивают рассрочки, уже предусмотренные действующим законодательством».
Представители «Роснефти» и «Газпрома» не ответили на запросы РБК. Представитель ВГТРК сообщил, что холдинг не комментирует проект поправок до их принятия; «Первый канал» отказался от комментариев. «МИА «Россия сегодня» не имеет и не планирует иметь какие-либо задолженности по налогам и сборам. Для нас эта поправка неактуальна», — сказал РБК представитель агентства.
Кроме стратегических предприятий Минфин предлагает дополнить круг потенциальных получателей налоговой отсрочки организациями, выполняющими «особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона» или предоставляющими «особо важные услуги населению» (критерий в такой широкой формулировке заимствован из статьи НК про инвестиционный налоговый кредит, см. врез ниже). Такие организации могут претендовать на льготу по срокам выплаты налогов, если приложат справку от региональных властей, подтверждающую «особо важный» статус, следует из проекта поправок.
Действующий НК позволяет финансово благополучным предприятиям претендовать на получение инвестиционного налогового кредита — отсрочки или уменьшения платежа по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам на один—пять лет. Формально этим правом могут воспользоваться и предприятия из перечня стратегических — такой кредит может быть предоставлен предприятиям, выполняющим гособоронзаказ или «особо важный заказ по социально-экономическому развитию» одного из регионов России, а также тем компаниям, которые предоставляют «особо важные услуги населению». Предприятия из правительственного перечня стратегических могут претендовать на налоговый кредит наряду со всеми — если докажут, что соответствуют предусмотренным законом условиям (само по себе присутствие в перечне стратегических права на налоговый кредит не дает).
Другие предложения
Среди предложенных Минфином поправок есть и другие, направленные на совершенствование налогового администрирования. В частности, законопроект оформляет полномочие налоговиков блокировать банковские счета компаний за несвоевременное представление отчетности по страховым взносам за работников (так называемого единого расчета по страховым взносам). С 2017 года страховые взносы перешли в ведение налоговой службы, и в январе ФНС уже предупреждала в письме, что налоговики могут блокировать расчетный счет неплательщика взносов, хотя Минфин отмечал, что юридических оснований для этого нет.
Кроме того, Минфин предлагает ввести в Налоговый кодекс новый инструмент — «специальный авансовый взнос», то есть добровольное перечисление в бюджет от физлица в счет уплаты предстоящих платежей по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Введение специальных авансовых взносов — попытка Минфина упростить для физических лиц уплату имущественных налогов через опцию единого платежа (с последующим разнесением по соответствующим бюджетным направлениям), считает Овеснов из «МЭФ-Аудита». «Но граждане нашей страны еще не готовы платить налоги авансом. Более того, практически у каждого налогоплательщика возникают проблемы с тем, что ему начислили, например, транспортный налог за автомобиль, который уже давно был снят с учета, или он не согласен с кадастровой стоимостью объекта недвижимого имущества, и прочее», — рассуждает Базыкин.
При участии Анастасии Папандиной и Алины Фадеевой