Россия может лишиться статуса ведущего космического перевозчика
Как утверждают эксперты, разработка новых ракет-носителей и космических кораблей американцами и европейцами в обозримом будущем может пошатнуть статус РФ как ведущего космического перевозчика. Коммерциализация космических программ уже бьет по карману российских производителей космической техники, сокращая спрос на транспортные корабли "Прогресс".
Помочь отстоять лидирующие позиции России в космонавтике может перспективный космодром Восточный, строящийся в Амурской области. Реализация этого мегапроекта обойдется бюджету в 300 млрд руб. Сможет ли он заменить крупнейший в мире космодром Байконур и какие подводные камни таит космическая стройка века на Дальнем Востоке, выяснял корреспондент РБК.
Хотели Канаверал, получили Восточный
Идея создания нового космодрома на территории России родилась в начале 1990-х годов. "После распада Советского Союза события на расположенном в Казахстане космодроме Байконур развивались сложно. Тогда и решили построить замену Байконуру на своей территории. Проект был создан на скорую руку, но развития не получил, в том числе потому, что во второй половине 90-х ситуация нормализовалась: Россия и Казахстан обозначили вектор на стратегическое сотрудничество в космосе", - рассказал РБК член-корреспондент Российской академии космонавтики им.Циолковского Андрей Ионин, принимавший участие в работе над проектом космодрома в 2007г.
Вернулись к идее нового космодрома в начале нулевых. Использовать действующий военный космодром в Плесецке для гражданских пусков оказалось невыгодно из-за неудачного расположения. Под новый космодром рассматривалось шесть точек, из которых наиболее удачных оказалось всего две - на берегу залива Советская Гавань в Хабаровском крае и космодром Свободный в Амурской области, расположенный недалеко от Углегорска.
По словам А.Ионина, в Хабаровском крае задумывался проект по образцу американского космодрома на мысе Канаверал или европейского космодрома Куру. Проблема заключалась в том, что в Советской Гавани ничего не было для нужд космонавтики, поэтому основные инвестиции пошли бы на строительство необходимой инфраструктуры, то есть в "бетон и железо". Не было здесь и кадров для будущего космодрома, поясняет эксперт. Другой вариант предполагал строительство новой космической гавани на площадке космодрома Свободный, созданного в 1990-х на базе расформированной ракетной дивизии.
Окончательное решение о новом космодроме в Амурской области, получившем название Восточный, было утверждено президентом РФ в ноябре 2007г. Однако стройка началась лишь спустя четыре года, которые ушли на определение трасс падения отработавших частей ракет-носителей, возможных точек приземления космонавтов, расчетов по самому космодрому и выбивание финансирования. Надо сказать, что строительство первой очереди космодрома, по данным Роскосмоса, обойдется в 154 млрд руб., финансирование дальневосточного мегапроекта на 2011-2012гг. составило 21,8 млрд руб.
Сегодня на Восточном возводится первый стартовый комплекс и объекты инфраструктуры. Здесь планируется построить промышленную базу, несколько метеокомплексов, командный пункт и аэродром. Первый пуск с Восточного намечен на 2015г. со стартовой площадки под ракету "Союз-2", которая должна вывести в космос аппарат "Луна-Глоб". В 2018г. планируется первый пилотируемый запуск с помощью проходящей сегодня испытания новой ракеты "Ангара".
Не имей 100 рублей, а имей..?
Желание Казахстана вывести из-под российской юрисдикции часть инфраструктуры, в частности стартовые комплексы, и войти в клуб космических держав естественно. И, судя по всему, Россия не против. Однако на практике отношения двух стран на Байконуре не так безоблачны, как хотелось бы. Не последнюю роль здесь играет риторика Астаны, приобретающая все более ультимативный характер, а также попытки Казахстана ограничить число пусков российских ракет с Байконура.
По мнению А.Ионина, РФ отчасти сама спровоцировала напряженность в отношениях с Казахстаном. "Перманентные проблемы России на Байконуре обусловлены непоследовательностью действий самой России. Это и периодически возникающие конфликты из-за районов падения на территорию Казахстана частей ракет-носителей с остатками токсичных ракетных топлив, и де-факто свернутый совместный проект "Байтерек", - утверждает А.Ионин.
С ним согласен председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрий Крупнов, участвовавший в подготовке проекта Восточного. По его словам, неопределенность планов России по развитию космонавтики подталкивает Казахстан на "дипломатические хулиганства". Другая причина, считает эксперт, заключается в продолжающейся дезинтеграции государств, входящих в СНГ.
Судьбу российско-казахских отношений в области освоения космоса решит межправительственная комиссия, первое заседание которой прошло в конце марта 2013г. Подробности переговоров в Роскосмосе не раскрывают, отмечая лишь, что сроки аренды и размер арендной платы пересматриваться не будут.
"Срок аренды Российской Федерацией Байконура продлен до 2050г., арендная плата составляет 115 млн долл. в год. Вопросы изменения указанных цифр не поднимались и на повестке дальнейшего переговорного процесса по Байконуру не стоят", - сообщил РБК замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин.
В ходе переговоров обсуждался и многострадальный проект космического ракетного комплекса "Байтерек". По словам А.Лопатина, стороны утвердили план по переводу проекта с "Ангары" на ракеты "Зенит". "Механизм создания КРК "Байтерек" на базе ракеты-носителя "Зенит" предусматривает (уже после передачи его казахской стороне) выполнение задач, связанных с запусками космических аппаратов по программам Российской Федерации, Республики Казахстан и по коммерческим программам",- сказал замглавы Роскосмоса, отказавшись от дальнейших комментариев.
По словам источника в ракетно-космической отрасли, проект забуксовал по вине обоих сторон: Россия затянула разработку "Ангары" (сказалась задержка финансирования), а Казахстан так и не создал наземной инфраструктуры для запуска новой ракеты, поэтому было принято решение продолжить реализацию КРК "Байтерек" на площадке под "Зениты". Вместе с тем, как отмечают представители Роскосмоса и экспертного сообщества, эксплуатация Байконура без участия российских специалистов практически невозможна. В настоящее время разрабатывается "дорожная карта" по совместному его использованию. Очередное заседание российско-казахской комиссии намечено на IV квартал 2013г.
Ситуация с Байконуром непростая. С одной стороны, стратегической задачей для России является сохранение конструктивных отношений с Казахстаном. С другой, чтобы стать полноправным партнером, Астане придется взять на себя часть расходов по содержанию недешевого комплекса Байконур (обходится России в 6 млрд руб. в год, включая арендную плату 3,5 млрд руб.). Предстоит решить и не менее пикантный вопрос о передаче Казахстану ракетных технологий.
Лицом на Восток
Выбор места для перспективного космодрома на Дальнем Востоке показателен не только с технической точки зрения. В значительной степени он отражает тенденции российской внешней политики: РФ заинтересована в усилении своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда смещается центр ее экономических интересов (в том числе по поставкам энергоносителей). Это касается и сотрудничества в области космоса с Китаем, Японией, Южной Кореей, а также с Индонезией и Малайзией.
По мнению экспертов, СМИ незаслуженно критикуют удаленность космодрома Восточный от Центральной России, где находятся основные производственные площадки ракетной техники, и близость к границе с Китаем. Транспортные расходы составляют незначительную часть в общей смете космических запусков, а вывести из строя космодром не составляет проблем вне зависимости от местоположения, парируют они.
"У нас нет военного конфликта с Китаем и в ближайшие 10 лет не будет. За это время с одних коммерческих запусков космодром вполне может окупиться", - утверждает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, новый космодром "нужен России позарез". "Байконур как старая площадка, расположенная в Казахстане, под колпаком у американцев. Осуществлять независимые пуски можно только с Восточного. Тем более если мы хотим сохранить первое в мире место по количеству запусков", - полагает М.Делягин.
Если с последним утверждением о нерушимой дружбе с Китаем хотя бы отчасти можно согласиться, то вопрос значительной удаленности Восточного не так однозначен. Бюджет проекта уже вырос вдвое: если изначально он оценивался в 140 млрд руб., сейчас речь идет о сумме 300 млрд руб. И это далеко не предел.
Большую часть материалов строителям приходится везти из западных районов России, поскольку дальневосточные предприятия способны обеспечить космическую стройку едва ли на треть. А некоторые материалы (например, керамзит марки 200) и вовсе удалось найти только в Подмосковье. Отсюда удорожание по некоторым позициям двое, а то и втрое.
Тормозят строительство космодрома и бюрократические проволочки. В связи со сжатыми сроками создания Восточного строительные работы де-факто осуществляются до проведения госэкспертизы проектной документации и без оформления разрешения на строительство, признают в Роскосмосе.
При этом очевидно, что в ближайшие 8-10 лет Восточный не сможет полностью заменить Байконур. Хотя бы потому, что в казахских степях сегодня пять действующих стартовых комплексов под три типа ракет-носителей ("Союз", "Протон" и "Зенит"), а на российском Дальнем Востоке на первом этапе будет построено всего два - под "Союз-2" и "Ангару". Также нужно решить проблемы с приводнением космонавтов, а для этого следует довести до ума новый пилотируемый корабль (условное название ПТК НП - Пилотируемый транспортный корабль нового поколения) и ракету "Ангара", способную вывести его на орбиту.
В Минрегионе считают, что проект создания нового космодрома позволит решить вопрос интенсификации освоения Дальнего Востока, где "усиливаются процессы освоения этих территорий представителями соседних с Россией государств".
У разбитого корыта
Новый космодром не является панацеей для преодоления грядущего отставания России от конкурентов в космической сфере. По мнению экспертов, главной задачей должно стать создание мощного космического промышленного кластера на российском Дальнем Востоке и привлечение в отрасль молодых кадров. На практике выходит иначе: пока российские властные структуры решают, делать ли из Роскосмоса госкорпорацию и строить ли базы на Луне, расстановка сил на арене космических пусков стремительно меняется.
Самое позднее с 2017г. наш статус ведущего космического извозчика будет поставлен под сомнение, поскольку американцы и европейцы вводят новое поколение ракет-носителей и космических кораблей, утверждает Ю.Крупнов. "Проект МКС (рассчитан до 2020г. - Примеч. РБК) также скоро завершается. Россия может оказаться в ситуации, когда ее услуги по запускам космических аппаратов станут практически не нужны", - добавляет он.
Косвенно эти выводы подтвердил глава РКК "Энергия" Виталий Лопота, в мае этого года сообщивший, что спрос на российские транспортные корабли "Прогресс" упал на треть в связи с началом эксплуатации коммерческих челноков Dragon американской компании SpaceX. Пока Россия все еще держит первое место по числу запусков: 24 из 78 за прошлый год (за РФ следует Китай с 19 пусками, третье место у США - 13 пусков). Но надолго ли нас хватит?
Александр Волобуев, РБК