Правительство может расширить список запрещенных продуктов
Россия в среду запретила импорт овощей и фруктов, мяса, рыбы, молочной продукции из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Источник в одной из отраслевых организаций рассказал РБК, что чиновники, отвечающие за составление черного списка, предварительно консультировались с отечественными производителями по более широкому спектру товаров. В зоне риска - кондитерские изделия, сухофрукты, деликатесы; запрет на эти товары обсуждался, знает он.
В списке правительства нет и многих других категорий товаров, импорт которых налажен из стран, которые ввели санкции против России, - например, вина, сигарет, растительных масел, зерновых. Список был сформирован исходя из указа президента, подразумевающего ориентацию на собственного производителя и быстрое импортозамещение, пояснил РБК чиновник, участвовавший в его подготовке.
Список имеет строгую логику, заверяет другой федеральный чиновник — так, чтобы это было чувствительным ударом для западного бизнеса и одновременно не несло большого ущерба российским потребителям. Это подтвердил и министр сельского хозяйства Николай Федоров, который вчера заявил журналистам, что попавшая под эмбарго продукция имеет «несущественную» долю на российском рынке.
Один из ключевых параметров, который рассматривали при составлении списка — влияние на баланс спроса и предложения и, в конечном счете, на инфляцию, уверяют два чиновника. Выбраны продукты, которые легко заместить: бразильская говядина, например, ничем не хуже австралийской, отмечает один из собеседников РБК. В необходимости подобных мер чиновник не сомневается. Действия стран Запада, которые ввели секторальные санкции, теперь представляют угрозу продовольственной безопасности, считает он.
«Список может расширяться по мере поступления предложений, связанных с балансами на потребительском рынке», — объясняет один из чиновников. Он уточняет, что речь идет не столько о политических соображениях, сколько об учете результатов анализа, который проводит Минсельхоз совместно с другими ведомствами. «Это только начало», — подтверждает другой. Продолжение зависит от действий западных партнеров, говорит он, а уже принятые меры — еще не самые жесткие из тех, которые заготовило российское правительство.
В «Деловой России» уже предложили дополнить список пальмовым маслом, рассказал РБК председатель комитета по агропромышленной политике организации Андрей Даниленко. Эту меру деловороссы предлагают совместно с отраслевыми объединениями — бизнес считает, что этот товар может быть замещен отечественными производителями масложировой продукции или ввозиться из других стран-производителей, например, Малайзии.
В санкционный список необходимо добавить вредные пищевые ингредиенты: трансгенные растительные жиры, пищевые добавки, усилители вкуса, предлагает глава Национального союза защиты прав потребителей (НСЗПП) Павел Шапкин. Их главным образом импортируют из стран ЕС. «С их помощью компании производят фальсифицированные продукты. Сейчас, когда часть «молочки» уйдет с рынка, ее будут замещать фальсификаты на основе трансгенных растительных жиров – от мороженого до творога и молока», — говорит он. На использовании подобных ингредиентов построено производство многих российских масложировых комбинатов. «Их отсутствие в списке — недоработка, которую надо устранить», — категоричен Шапкин.
Официально о том, что список может увеличиться, чиновники не говорят. «Перечень может подвергаться определенным изменениям, но по моим представлениям... скорее всего, он не будет и не имеет такой перспективы на сегодняшний день в сторону расширения», – сказал глава Минсельхоза. При этом он отметил, что при подготовке списка рассматривался более широкий перечень сельхозпродуктов.
Елена Малышева, Дмитрий Коптюбенко