Над финансовым рынком России могут поставить мегарегулятор
"Речь идет об улучшении надзора за финансовыми рынками. У ЦБ есть и специалисты, и ресурсы для такого надзора", - заявил "Коммерсанту" высокопоставленный чиновник из правительства. Источник издания, близкий к ЦБ, говорит, что идея создания мегарегулятора на базе Банка России с подчинением ему ФСФР теоретически обсуждалась, но ни о каких практических шагах в этом направлении ему неизвестно. В ФСФР от официальных комментариев вчера отказались.
Наиболее вероятным главой нового объединения высокопоставленные источники "Коммерсанта" в правительстве называют Алексея Кудрина. Впрочем, собеседник издания в кругах, близких к А.Кудрину, вчера заверил, что экс-глава Минфина "тронут оказанным доверием, но не понимает, чем оно вызвано, и впервые об этом слышит".
Тем временем участники рынка уже прикидывают, как скажутся идеи нового регулирования на их существовании. По мнению зампреда совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) Петра Ланскова, "объединение в одном органе регуляторных и надзорных функций грозит конфликтом интересов", а "выделение из ЦБ надзора над банками и его объединение в структуру, занимающуюся пруденциальным надзором за всеми остальными участниками финансового рынка, выглядело бы более логичным".
По мнению главы НАУФОР Алексея Тимофеева, "трудно представить, что ЦБ пойдет на приобретение функций по надзору за страховыми компаниями, НПФ, микрофинансовыми организациями и за эмиссией всех ценных бумаг без возможного права регулирования деятельности этих участников".
Бывший банкир, ныне глава "Ингосстраха" Александр Григорьев и вовсе считает создание мегарегулятора в течение года мерой "неполезной": "Слабое место в ФСФР с точки зрения подготовленности к надзору за региональными страховыми рынками - это региональные инспекции". ЦБ же за 20 лет выработал жесткую систему пруденциального надзора с ежедневным контролем балансов банков.
"Для страховщиков многие из этих процедур будут неясными и неудобными. Им нужен другой, небанковский надзор. Если сейчас вливать ФСФР в ЦБ, и ЦБ начнет применять свои системы надзора, то он от этого только ухудшится, разбалансируется", - говорит А.Григорьев.
Напомним, что в октябре 2008г. Государственная дума отклонила законопроект "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках", предусматривавший создание единого мегарегулятора в данной сфере. Согласно проекту закона, единый мегарегулятор, созданный на базе ФСФР и Росстрахнадзора, должен был бы осуществлять свои функции независимо от правительства РФ, Центрального банка, региональных или муниципальных властей.
Как заявлял тогда член комитета по финансовому рынку Павел Медведев, федеральный орган с предлагаемыми исключительными полномочиями не вписывается в существующую в России систему органов государственной власти. Он признал, что, "по большому счету, идея чрезвычайно глубокая". "Это действительно удобно: единый регулятор подкручивает одновременно весь финансовый рынок и согласует события, которые происходят как в банковской сфере, так и в страховой", - заявил член профильного комитета. Однако, по его словам, такая система приводит к "разрыву между основным кредитором и мегарегулятором".
Весной 2011г. занимавший тогда пост президента России Дмитрий Медведев своим указом упразднил Росстрахнадзор, разделив его надзорные функции между ФСФР и Банком России. Вскоре после этого Владимир Путин назначил новым руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрия Панкина, который до своего назначения занимал должность заместителя министра финансов России.