Экономисты допустили «демократизацию» России после падения цен на нефть
Доклад главного экономиста Renaissance Capital Чарльза Робертсона «Революционная природа роста» (есть у РБК) посвящен связи между богатством страны (ВВП на душу населения) и ее способностью перейти от авторитарного режима к демократическому. Экономист отмечает, что после обвала цен на нефть в 1985 году в ряде стран-экспортеров (Мексика, СССР, Иран и Алжир) в 1988–1990 годах произошли демократические изменения. По мнению Робертсона, нечто подобное может произойти и на этот раз: за падением нефтяных цен 2014–2015 годов может последовать демократизация политических режимов России, Ирана и Венесуэлы. Автор доклада исходит из того, что Россия не является полноценной демократией, а сочетает в себе демократические и авторитарные элементы. По шкале от -10 до +10 (от «абсолютной автократии» до «полностью демократического режима») Россия и Венесуэла располагаются на отметке +4.
«Демократизация» этих стран может произойти к 2018–2020 годам, считает Робертсон. В то же время он делает оговорку, что объемы исторических данных недостаточно обширны, чтобы говорить о высокой вероятности такого сценария.
Изучив данные по изменениям политических режимов и динамике ВВП на душу населения в исторической ретроспективе, Робертсон пришел к выводу, что для «открытых полуавторитарных режимов», к которым он относит Россию и Венесуэлу, при ВВП от $15–25 тыс. на душу населения (в России — $24 тыс., по данным Всемирного банка за прошлый год в постоянных ценах 2011-го) вероятность перехода к демократии достигает максимума (10%); при других диапазонах подушевого ВВП она меньше.
Робертсон считает, что при уходе президента Владимира Путина из власти Россия может снова стать демократией — «такой, какой она была в 2000–2006 годах». При Путине, по словам Робертсона, политический режим в России может ухудшиться до показателей Турции (+3) и ниже. Экономист отмечает, что на рейтинг российского политического режима могут серьезно повлиять предстоящие в сентябре парламентские выборы.
Россия, как и другие «открытые полуавторитарные» страны с подушевым ВВП в диапазоне $15–25 тыс., попала в «ловушку среднего дохода», пишет Робертсон. Такие экономики «не могут расти без политических изменений», но чтобы подняться выше $25 тыс., как правило, нужны «независимое правосудие, политическая открытость и свобода». Поэтому «у России есть выбор — экономическая стагнация или политические изменения», констатирует экономист Renaissance Capital.
Хотя полуавторитарные режимы по мере повышения благосостояния становятся все менее вероятными (и вовсе исчезают при ВВП на душу населения выше $25 тыс.), страны-нефтеэкспортеры проходят путь демократизации менее охотно, указывает Робертсон.
Перескочить от авторитаризма сразу к демократии (минуя полуавторитарную стадию) практически невозможно, пишет экономист: для авторитарных режимов при ВВП в пределах $15–25 тыс. вероятность такого перехода составляет лишь 1,7%, а примеров такого перехода при ВВП от $25 тыс. история не знает вовсе. Обратный переход — от более демократического режима к более авторитарному — при ВВП в диапазоне $15–25 тыс. тоже, по статистике, невозможен. Именно поэтому, подчеркивает Робертсон, он был с самого начала уверен, что июльский военный путч в Турции потерпит неудачу.
Автократии с ВВП выше $25 тыс. на душу населения Робертсон называет «бессмертными». Вероятность перехода к более демократическому режиму для таких стран оценивается автором доклада как нулевая. Не слишком высока вероятность демократических изменений и у автократий с ВВП на душу населения в $15–25 тыс. — единственный такой случай продемонстрировал Тайвань.