Регионы хотят лишить права занижать цену билетов на электрички
Напомним, что сейчас пригородные железнодорожные перевозки осуществляют 26 ППК (пригородные пассажирские компании), созданных ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) совместно с субъектами РФ. Местные власти являются единственными заказчиками перевозок, определяют их объем и утверждают стоимость билетов.
Если тарифы устанавливаются ниже реальной себестоимости (это характерно для большинства регионов), местный бюджет обязан возместить выпадающие доходы пригородной компании. Кроме того, специально для ППК введен так называемый нулевой тариф за использование железнодорожной инфраструктуры, в связи с чем РЖД ежегодно получает от государства 25 млрд руб. субсидий.
ФАС предлагает передать контроль за установлением тарифов на проезд в электричках от регионов ФСТ. Свою позицию антимонопольная служба объясняет непрозрачной на данный момент системой тарифообразования и отсутствием регулирования со стороны государства.
"Тариф на проезд пассажира в пригородном сообщении на 80% складывается из затрат РЖД, в том числе на инфраструктуру, а региональному тарифному регулятору проверить обоснованность этих расходов сложно", - пояснил "РБК daily" заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
По его словам, пригородные поезда работают на базе общей инфраструктуры с грузовыми перевозками и дальним пассажирским сообщением, поэтому вполне логично, если тарифы для них будут также устанавливаться ФСТ. Речь идет о необходимости устанавливать тарифы на экономически обоснованном уровне, уточняет Анатолий Голомолзин, однако, по его мнению, изменения могут происходить постепенно.
В ФСТ скептически отнеслись к такому предложению. Существующий порядок регулирования перевозок пассажиров в пригородном сообщении является наиболее объективным, поскольку он предусматривает обоснованное распределение ответственности между федеральными и региональными органами исполнительной власти, считают в службе. Кроме того, пригородные перевозки никогда не контролировались на федеральном уровне: до передачи их в ведение субъектов они регулировались самими железными дорогами, напомнили в ФСТ.
В Минэкономразвития (МЭР) сообщили, что ведомство недавно получило письмо от ФАС с соответствующими предложениями. Правительство уже утвердило концепцию развития пригородного сообщения и в соответствии с ней ответственность за региональные перевозки ложится на субъекты, а государство помогает лишь в части инфраструктуры, подчеркнули в МЭР, добавив, что других механизмов не предусмотрено.
В РЖД не стали комментировать предложение ФАС, заявив лишь, что монополия примет любое решение правительства. Источник на рынке рассказал "РБК daily", что подобная инициатива исходит от самих субъектов и таким образом они просто хотят снять с себя ответственность за необходимость компенсации выпадающих доходов пригородной компании. На данный момент далеко не все регионы выполняют свои обязательства. В РЖД оценили общий долг регионов перед ППК в 6 млрд руб.
Неизвестно, по каким методикам и критериям будет устанавливаться тариф, если инициатива ФАС будет поддержана, говорит Лев Рузавин из ИПЕМ. В таком случае государство должно напрямую начать финансировать и субсидировать перевозки в пригородном сообщении, однако исходя из бюджета на 2013-2015гг. дополнительных денежных вливаний в пригородный пассажирский комплекс не планируется, констатирует аналитик.
Глава агентства "INFOLine-аналитика" Михаил Бурмистров напоминает, что есть вполне платежеспособные регионы, которые устанавливают тарифы ниже себестоимости для решения, например, социальных задач и в состоянии эту разницу компенсировать. Было бы справедливо, если бы они продолжали работу по уже действующей схеме, уверен М.Бурмистров.
Напомним, в августе 2012г. на посвященном железнодорожной тематике совещании в Омске премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что субсидии регионам РФ на развитие пригородных перевозок в 2013г. будут выданы в последний раз.
"В 2013г. последний раз дадим субсидии, а потом все. Если не случится чего-то такого, что заставит нас снова дать деньги", - сказал он.
Позднее пресс-служба РЖД сообщила о том, что в ближайшее время российские пассажиры столкнутся с существенным сокращением числа маршрутов и периодичностью курсирования пригородных поездов. Это связано с тем, что пригородные пассажирские компании (ППК) вынуждены снижать объемы перевозок в связи с отсутствием финансирования со стороны правительств многих субъектов РФ.
По данным ОАО "РЖД", несмотря на то, что пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта в регионах составляет от 5% до 30% в общем пассажиропотоке, на железнодорожный транспорт выделяется всего от 0,1% до 0,7% денежных средств из бюджетов этих субъектов РФ.
В частности, в 2012г. лишь 17 регионов взяли на себя ответственность за компенсацию выпадающих доходов компаний, осуществляющих пригородные железнодорожные перевозки, и полностью выплачивают необходимые средства. При этом более 30 регионов заложили в своих бюджетах средства на покрытие выпадающих доходов менее 50% от потребностей. Так, 17 регионов компенсируют не более 10% убытков пригородных пассажирских компаний, 9 регионов компенсируют от 11% до 20% и еще 7 регионов – от 21% до 50% убытков ППК.
В бюджетах 5 субъектов России (Владимирская область, Тверская область, Вологодская область, Ленинградская область, Приморский край) средства на компенсацию выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний вообще не предусмотрены.