Эксперты зафиксировали снижение доли России на мировом рынке оружия
Доля российских компаний среди 25 крупнейших мировых производителей оружия в 2019 году составила 3,9%, следует из доклада Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI). В 2018 году, по данным экспертов, она оценивалась в 8,6%.
В нынешний рейтинг топ-25 компаний вошли российские «Алмаз-Антей» и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). В 2019 году их доходы совокупно уменьшились на $634 млн по сравнению с предыдущим, отмечают эксперты. По словам исследователя SIPRI Александры Куимовой, основными вызовами для ОСК стали «конкуренция на внутреннем рынке и сокращение государственных расходов на модернизацию флота».
Из группы лидеров выпала третья российская компания — Объединенная авиастроительная корпорация, продажи которой, пишет SIPRI, упали на $1,3 млрд в прошлом году.
В рейтинге, посвященном 2018 году, Россия занимала второе место на мировом рынке оружия, уступив США. В нынешнем докладе эксперты не уточняют, на какой позиция находится Россия по доле продаж оружия и военных услуг. Лидируют по-прежнему Соединенные Штаты. По оценкам SIPRI, всего в число крупнейших военных производителей в 2019 году вошло 12 американских компаний с общей долей в 61%. Пять военно-промышленных компаний, возглавивших топ-25, базируются в США: Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman, Raytheon и General Dynamics, объем их продаж составил $166 млрд.
Вторая по величине доля продаж в общем объеме продаж вооружений топ-25 пришлась на Китай — 16%. В рейтинге оказались четыре компании из этой страны: Aviation Industry Corporation of China, China Electronics Technology Group Corporation, China North Industries Group Corporation и China South Industries Group Corporation. По сравнению с 2018 годом совокупная выручка выросла на 4,8%.
В группу лидеров впервые вошло ближневосточное предприятие — речь идет о компании EDGE, которая была создана в 2019 году в Объединенных Арабских Эмиратах в результате слияния более 25 небольших компаний. Она заняла 22-е место, на долю EDGE пришлось 1,3% от общего объема продаж оружия в топ-25.
По словам старшего научного сотрудника института Симона Веземана, у российских и китайских военно-промышленных компаний, которые вошли в рейтинг, «лишь ограниченное международное присутствие». «Санкции против российских компаний и установленные правительствами ограничения на приобретения китайскими фирмами, похоже, сыграли роль в ограничении глобального присутствия китайских и российских компаний», — заявил эксперт.
В пресс-службе «Ростеха» заявили, что не считают рейтинги SIPRI объективным ориентиром, так как они «базируются исключительно на информации из открытых источников, где публикуется, очевидно, не все». В госкорпорации добавили, что, несмотря на снижение позиций России в рейтингах, интерес к отечественному оружию не снижается, а портфель и объемы поставок «Рособоронэкспорта» остаются на уровне около $50 млрд и $13 млрд соответственно.
По данным SIPRI, общий объем продаж вооружений и военных услуг 25 крупнейших военно-промышленных компаний в 2019 году составил $361 млрд, увеличившись на 8,5% по сравнению с 2018 годом.