Падение авторынка РФ остановилось, сильнее всего упали продажи Ford Focus
![Фото: РБК](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/45/754598868002450.jpeg)
"Год назад российский автомобильный рынок перешел в фазу сжатия, что месяц за месяцем подтверждалось уменьшением продаж. В марте 2014г. стабилизация, наконец, была достигнута. Самый главный вопрос на повестке дня: сможет она продлиться или нет?" - отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Он особо отметил, что, по мнению подавляющего большинства участников авторынка, всплеск спроса вызван краткосрочными факторами, и уже во II квартале может произойти новое уменьшение покупательской активности.
"Однако банк заказов на новые автомобили, который был сформирован в ходе этого недавнего всплеска спроса, будет способствовать улучшению статистики продаж в ближайшие один-два месяца", - отметил Шрайбер.
По мнению аналитика ВТБ-Капитал Владимира Беспалова, стабилизация рынка стала возможна за счет увеличившегося спроса на иностранные бренды в условиях девальвации рубля. Цены на уже выставленные на продажу иномарки не изменились после резкого падения рубля и люди поспешили их купить. Но из-за того, что люди торопятся покупать машины, к лету дилеры распродадут оставшиеся машины по старым ценам. Таким образом, к лету девальвация рубля отразится в ценах на новые машины, и ситуация на рынке переменится.
Оптимистичные результаты первого квартала и марта 2014г. аналитик также связывает с благоприятным “эффектом базы” – в конце первого квартала прошлого года рынок уже начал падать, и показатели ухудшились. В целом по 2014г. Беспалов прогнозирует падение рынка на 5-10%, конечное же значение, по его мнению, будет зависеть от курсов валют и от того, насколько производители захотят переложить негативные последствия валютных колебаний на плечи покупателей.
Наибольшие темпы снижения продаж в январе-марте 2014г. показали автомобили украинских производителей. Продажи фургонов Bogdan упали сразу на 88% (с 777 до 92 штук), а автомобилей ZAZ - на 68% (с 930 до 296 штук). Впрочем, доля этих марок на авторынке России и раньше была мизерной, не превышая 0,2%. Возглавил тройку антилидеров Ижевский автозавод, продажи автомобилей которого сократились на 93%.
Среди моделей автомобилей лидером снижения оказался Ford Focus, продажи которого сократились сразу на 50% - с 16 тыс. 732 штук в январе-марте 2013г. до 8 тыс. 374 автомобилей в I квартале текущего года. Заметно упали продажи Nissan Qashqai (-28%) и Lada Priora (-22%).
Несмотря на снижение популярности большинства своих моделей (в плюсе оказалась только Lada Largus, прибавившая по сравнению с январем-мартом 2013г. сразу 44%) и общее сокращение объема продаж (-15%), АВТОВАЗ продолжает удерживать лидерство на авторынке. За январь-март 2014г. в России было продано свыше 91,6 тыс. автомобилей тольяттинского автозавода.
Второе место занял Renault, показавший снижение продаж в январе-марте 2014г. на 4% - до 46 тыс. 252 автомобилей. Единственной в тройке лидеров компанией, автомобили которой в I квартале 2014г. пользовались большим спросом, стал Nissan, продавший 45 тыс. 744 машины (+27%).
Быстрее всего в относительных цифрах наращивали продажи Smart (+200%, 72 машины), Isuzu (+143%, 56 машин) и Jeep (+120%, 1857 машин).
Среди моделей лидером стала Nissan Almera, продажи которой в январе-марте 2014г. по сравнению с I кварталом 2014г. выросли десятикратно (+9769%, 11 тыс. 152 машины). В тройку лидеров вошли также Lada Largus (+44%, 14 тыс. 602 машины) и Mitsubishi Outlander (+42%, 7921 машина).
Российский рынок продолжает падать в сегменте легковых автомобилей и LCV за счет снижения продаж отечественных и низкобюджетных марок, говорит руководитель дилерского центра «Рольф Магистральный» (дилер Skoda) Светлана Виноградова.
Надо учитывать, что на продажи в первом квартале 2014 года влияли большие скидки и специальные предложения, отмечает она. Снижение экономического роста и ослабление рубля приведут к падению отечественных брендов и последующему падению всего сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей по оптимистическому сценарию на 1-3%, по пессимистическому - на 5-10%, полагает Виноградова.
Премиум-сегмент показывает лучшие результаты на рынке, в неустойчивой ситуации он всегда идет опережающими темпами, говорит представитель Daimler. По его словам, успешные продажи марки Mercedes связаны с новым модельным рядом, выведенном в этом году на рынок, и устойчивой ценовой политикой.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2013г. снизились на 5,5% в сравнении с 2012г. и составили 2,78 млн штук.
Денис Ильюшенков, Евгений Калюков