Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Продать в хорошие руки: власти обсуждают судьбу аэропортов Москвы

Российские власти раздумывают, как лучше привлечь инвестора для развития аэропорта Шереметьево - сдать его в долгосрочную аренду или, может быть, даже продать. Однако только одним аэропортом дело может не ограничиться: рассуждая сегодня в Суздале о возможных вариантах развития событий, вице-премьер РФ Игорь Шувалов не исключил возможности приватизации всего Московского авиационного узла.
Продать в хорошие руки: власти обсуждают судьбу аэропортов Москвы

В последнем случае возможен вариант, когда все московские аэропорты могут оказаться в одних больших частных руках. Однако большинство экспертов считают, что создавать монополию на рынке авиаперевозок нецелесообразно и следует привлекать в каждый аэропорт отдельного инвестора.

Такие разные аэропорты

В Москве сейчас действуют четыре аэропорта, так или иначе принадлежащие государству - Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково. Государству через "Росимущество" принадлежит контрольный пакет в Быково, 100% в Шереметьево, и - условно - Домодедово. Условно - потому что последний аэропортовый комплекс был передан в очень длительную аренду (на 75 лет) управляющей компании "Ист Лайн".

Что касается Внуково, то крупнейший акционер там тоже государство, правда, в лице правительства Москвы, контролирующего около 75%.

По итогам 2009г. самый большой пассажиропоток был у Домодедово - за год через него "пролетело" 18,7 млн человек. За лидером следует Шереметьево - 14,8 млн человек, у Внуково - вдвое меньше (7,73 млн человек). Самый маленький пассажиропоток - в Быково; аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков оценивает его всего в 150-200 тыс. человек в год.

Несмотря на такую разницу в потоках, роднит все перечисленные аэропорты одно: они входят в Московский авиационный узел, являющийся крупнейшим в России.

Оптимальный способ

Государство уже приступило к оценке Шереметьево. В конце апреля совет директоров аэропорта выбрал своим инвестиционным консультантом консорциум Credit Suisse - "Тройка-Диалог". Консультанты должны до конца этого года придумать лучший способ, как привлечь управляющую компанию или инвестора к управлению аэропортом.

Изначально планировалось повторение домодедовского опыта, когда аэропорт сдают в долгосрочную аренду, либо же отдать его в концессию. Однако сегодня в Суздале И.Шувалов озвучил и другой, более радикальный вариант - продажу Шереметьево. Причем если уж передавать аэропорт в частную собственность, то одного его может оказаться мало, пояснил И.Шувалов.

"Пока наше первоначальное понимание ситуации таково, что инвесторам может быть интересен в целом Московский авиационный узел, а не отдельно аэропорт Шереметьево", - заявил сегодня вице-премьер. По его словам, в этом случае могут появиться новые потенциальные инвесторы "с другим объемом возможных инвестиций".

Разделяй и привлекай

Вариант привлечения одного крупного инвестора на весь авиаузел вызывает в целом скептическую реакцию у экспертов. Аналитик "ВТБ Капитал" Елена Сахнова считает, что аэропорты должны конкурировать между собой, поэтому целесообразнее привлекать в них инвестора "по одиночке". Кроме того, аэропортом Домодедово уже управляет "Ист Лайн", а основным собственником аэропорта Внуково является Москва, и не факт, что местные власти захотят с ним расстаться, говорит аналитик.

"Полностью передать московский авиаузел проблематично - собственность разрозненная, - соглашается А.Рожков. - Логично передать его в управление по частям. Это более соответствует политике конкуренции: стоимость обслуживания будет снижаться". В противном случае возникнет новое монопольное образование со всеми вытекающими отсюда последствями, предупреждает аналитик.

Впрочем, есть идеи аэропортного "единоначалия" и сторонники. "Наличие разных собственников у аэропортов влечет за собой разные способы развития. Было бы логично координировать их деятельность", - считает руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Единый собственник мог бы специализировать каждый из аэропортов на том или ином виде деятельности: грузоперевозках, чартерных, международных перевозках, что повысило бы их эффективность.

Стратегическая продажа

Еще один вопрос, возникающий при варианте продажи аэропорта - это продаваемая доля. Шереметьево (равно как и другие аэропорты) считается стратегическим объектом, и государство вряд ли готово отдать контроль над ним в руки частников. Поэтому инвесторам едва ли стоит рассчитывать на большее, чем 49% акций, считает управляющий партнер НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Иван Андриевский. Он оценивает стоимость всего аэропорта в 1-1,5 млрд евро.

Оценка А.Рожкова из ИФК "Метрополь" еще более консервативна: он полагает, что максимальный пакет акций аэропорта на продажу - блокирующий.

Среди возможных покупателей доли в аэропорту эксперты перечисляют все ту же "Ист Лайн", структуры Олега Дерипаски (которому принадлежат аэропортовые узлы на юге России), давно поглядывающую на Шереметьево "Альфа-групп". Нельзя исключать из этого списка и иностранных инвесторов, однако здесь вероятность покупки существенно ниже: зарубежный бизнес не так просто привлечь к приватизации российских аэропортов из-за непрозрачности финансового управления последних, отмечает И.Андриевский.

Екатерина Чичурина, РБК

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 11 декабря
EUR ЦБ: 106,2 (+1,1)
Инвестиции, 10 дек, 17:26
Курс доллара на 11 декабря
USD ЦБ: 100,03 (+0,66)
Инвестиции, 10 дек, 17:26
Шольц направил в бундестаг запрос о доверии правительствуПолитика, 17:04
Боевые действия в Сирии. КартаПолитика, 16:58
В исправительной колонии в Башкирии загорелась пилорамаОбщество, 16:53
Госдума разрешила «Роскосмосу» финансировать проекты за счет облигацийИнвестиции, 16:49
Для управленцев-технократов: на чем будут ездить российские чиновникиРБК и Автоваз, 16:45
«Яндекс» внедрил новое поколение нейросетей в текстовые онлайн-редакторыТехнологии и медиа, 16:43
Зеленский назвал причину, по которой Украину должны пригласить в НАТОПолитика, 16:41
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Сбер» представил свое первое «умное» кольцоТехнологии и медиа, 16:40
Мэр Таганрога ответила на сообщения о закрытых убежищахПолитика, 16:33
Россия не ответила Абхазии на письмо о возобновлении выплат бюджетникамПолитика, 16:23
Основатель крупнейшего хедж-фонда предпочел биткоин и золотоКрипто, 16:22
Бывшая жена Матвея Сафонова рассказала о пяти исках от вратаря ПСЖСпорт, 16:21
«Газпром энергохолдинг» продаст угольный актив в Казахстане за ₽24 млрдБизнес, 16:20
Рябков заявил, что запрос на согласование посла в США уже направленПолитика, 16:16