ФАС нашла сговор на биржах, призванных бороться со сговорами
Примечательно, что биржа в Санкт-Петербурге создавалась именно под эгидой борьбы с монополиями на рынке нефтепродуктов, и предполагалось, что на биржевых торгах ценообразование станет прозрачным и рыночным. Однако идея пока терпит крах - основные объемы проходят мимо биржи, а те, что все-таки попадают на торги, реализуются с массой нарушений.
Так, ФАС установила "случаи необоснованного экономического поведения", когда продавец сам выбирал покупателя, заключая сделки не по встречным заявкам. Фактически отсутствовала и анонимность торгов: покупатели и продавцы легко вычисляли друг друга путем сопоставления базисов поставки с деятельностью вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).
Среди других нарушений - отсутствие сделок при наличии совпадающих по цене заявок на покупку и продажу биржевого товара, заключение сделок ранее выставления заявок и другие.
Ранее сегодня глава СПбМТСБ Сергей Маслов ушел в отставку в знак протеста против обвинений ФАС. Исполнять обязанности главы и представлять интересы биржи теперь поручено вице-президенту Роману Львову.
"Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа" была основана в апреле 2008г., и с помпой была представлена властями как будущий центр международной торговли нефтепродуктами, который покончит со сговорами и монополиями на топливном рынке. За три года, прошедшие с момента создания СПбМТСБ, на бирже были запущены торги в секциях "Зерно" и "Энергоносители", открыты секции "Нефть", "Лес и лесоматериалы", а также "Природный газ". СПбМТСБ в 2010г. впервые в России открыла торги производными финансовыми инструментами - поставочными фьючерсами на нефтепродукты, при этом был реализован механизм поставки товара во исполнение фьючерсных контрактов.
Несмотря на определенные успехи, биржа со своей самой разрекламированной задачей не справилась: торговля нефтепродуктами на ней не заладилась, так как нефтяные компании вполне комфортно торговали по старинке и без нее. Попытки ФАС заставить ВИНК выставлять продукцию на бирже (т.н. первая, вторая и третья волна дел ФАС против нефтяных компаний) привели лишь к обязательствам некоторых нефтегигантов выставлять на биржу 15% от своих объемов.