Продажи дорогих машин в России стали падать вслед за бюджетными
Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за июль упали на 23% по сравнению с тем же месяцем прошлого года - до 180 700 машин, свидетельствуют опубликованные 8 августа данные Ассоциации европейского бизнеса. За первые семь месяцев 2014 года спрос на легковые автомобили упал на 10% к январю-июлю 2013 года - до 1,41 млн единиц.
Падение рынка происходит в основном за счет бюджетных машин, продажи автомобилей премиального класса до сих пор либо росли, либо снижались на один-два процента. Июльская статистика показывает, что кризис добрался и до дорогого сегмента.
Так, Audi потеряла в июле 12% к июлю 2013 года, при том что продажи марки за первое полугодие снизились только на 1%. Продажи BMW снизились в июле на рекордные 38% , при том что за полгода марка прибавила 1%. Только Mercedes продолжает рост, хотя его темпы снижаются: 13% июль к июлю против 19% за первое полугодие.
Неуверенность покупателей, которая в первом полугодии влияла на снижение продаж в бюджетном сегменте, настигла премиум, говорят представители российских офисов немецкой «большой тройки». Девальвация рубля, начавшаяся в конце прошлого года, не могла не повлиять на цены автомобилей, которые импортируются из Европы полностью собранные или в виде машинокомплектов для сборки на российских предприятиях, называет одну из причин падения спроса представитель Audi Алексей Кожухов. Audi с начала года подняла цену своих машин на 3%-5%. BMW, в свою очередь, увеличила цены в автосалонах также в среднем на 5%, сказал представитель российского офиса автоконцерна Василий Мельников.
Если для бюджетного сегмента рост цены на несколько процентов незаметен, то для машины стоимостью в несколько миллионов рублей даже незначительное повышение сразу дает негативный эффект, объясняет Кожухов. Кроме того, сказывается общий пессимизм покупателей, которые опасаются тратить большие деньги на новую машину в условиях экономической неопределенности, говорит он.
Если смотреть на премиум-сегмент в целом, то он стагнирует, его падение сдерживает только хороший рост у Mercedes, говорит представитель российского офиса Daimler Андрей Родионов. По его словам, результаты продаж этой немецкой марки обусловлены хорошим новым модельным рядом, в частности – S-классом и E-классом, основными драйверами продаж Mercedes.У Audi модельный ряд действительно не новый, соглашается Кожухов, это тормозит продажи. BMW начала обновление модельного ряда, но пока не может полностью обеспечить спрос российских автолюбителей на, например, кроссовер X5, рассказывает Мельников.
Помимо внешних экономических причин производители премиум-сегмента попали в некую яму спроса – в 2011-2012 годах, после кризиса, их потребители обновили свои машины, и в следующий раз им потребуется новый автомобиль не ранее следующего года, полагает заместитель директора агентства «Автостат» Сергей Целиков. Если ситуация в экономике нормализуется, то в следующем году следует ожидать роста спроса – автовладельцы будут обновлять свой послекризисный парк, считает эксперт.
Анатолий Темкин