Минпромторг объявил о готовности создать российский аналог «Мистралей»
«Военную доктрину это не поменяет. Но обидно то, что под это готовилась инфраструктура. Если будет задача построить аналогичные корабли, то мы это сделаем, поскольку это была кооперация: начинка, система управления, была российская», — цитирует агентство Мантурова.
В контексте ухудшения отношений между НАТО и РФ из-за вооруженного конфликта на Украине вопрос о поставках французских военных кораблей России привлек большое внимание.
Впервые угроза отказаться от контракта на поставку «Мистралей» прозвучала из уст главы МИД Франции Лорана Фабиуса в середине марта 2014 года.
«Сначала Франция может разорвать контракт с Россией на поставку двух кораблей «Мистраль», строительство которых ведется в Сен-Назере. Если Путин продолжит то, что он делает, мы можем рассмотреть отмену этих поставок», — заявил он.
С ответным заявлением с российской стороны выступил вице-премьер России Дмитрий Рогозин. «Возможно, коллега не в курсе количества рабочих мест во Франции, созданных благодаря нашему партнерству. Прошу европейских коллег не нагнетать ситуацию», — заявил он.
Немного позже замминистра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что Россия, согласно контракту, будет требовать возмещения убытков, если Париж остановит сделку.
Несмотря на бурную полемику по этому поводу на Западе и упреки в непоследовательности позиции, прозвучавшие в адрес Парижа из Лондона, сделка по изготовлению и поставке в Россию двух «Мистралей» не попала под санкции, которые ЕС и США приняла против России. Ограничения касались только новых контрактов, а Франция получила право на завершение сделки.
Тем не менее после кровопролитных боев в на Украине в конце августа 2014 года и прозвучавших в адрес России обвинений в прямом военном вмешательстве в дела соседней страны Елисейский дворец выступил с заявлением, в котором говорилось о приостановке поставки первого корабля.
«Президент республики пришел к заключению, что, несмотря на перспективу перемирия, которое должно быть подтверждено, условий, при которых Франция могла бы разрешить поставку первого из вертолетоносцев, не существует», — говорилось в заявлении администрации президента Франции.
Анонимный дипломатический источник сообщил тогда, что речь идет о замораживании контракта до ноября. По его словам, за это время станет ясно, какие финансовые последствия для Франции это будет иметь. В Минобороны России сообщили, что в связи с отказом от поставок особой трагедии не видят.
«Министерство обороны не видит в этом особой трагедии, хотя, конечно, это неприятно и накладывает определенную напряженность во взаимодействии с французскими партнерами, но отказ от этого контракта не будет для нас трагедией в плане перевооружения и реализации госпрограммы вооружения», — заявили в ведомстве.
Два источника, знакомые с ситуацией, рассказывали ранее РБК, что российская сторона действительно может оштрафовать французов за несвоевременную поставку кораблей и даже отказаться от них совсем.
Контракт был подписан в 2011 году «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной корпорацией DCNS. Он предусматривает поставку двух кораблей, части корпусов которых строятся в России. Стороны договорились, что возможные разногласия должны решаться в коммерческом суде Лондона по английскому праву, говорят оба источника. Это подтверждает и бывший сотрудник Объединенной судостроительной корпорации. Односторонние санкции — не форс-мажорные обстоятельства, поэтому при несвоевременной поставке судостроитель может быть оштрафован.
Если французская сторона сорвет срок передачи кораблей, первые 30 дней штрафы не будут накладываться, рассказал один из собеседников РБК. При просрочке до 120 дней штраф составит около $1 млн в день, говорит он, а если судостроитель ничего не передаст после этого срока, то российская сторона вправе отказаться от покупки и потребовать вернуть все ранее уплаченные средства со штрафами, рассказывает источник.
4 сентября, в день открытия саммита НАТО в Уэльсе и накануне объявления на востоке Украины перемирия, президент Франции Франсуа Олланд заявил, что «все будет зависть от развития ситуации в ближайшие часы». Он уточнил, что контракт на поставку «Мистралей» не только не отменен, но даже не приостановлен. Его исполнение будет зависеть от развития ситуации вокруг Украины в предстоящие несколько недель.
В сентябре 2014 года рейтинг непопулярности Олланда установил новый антирекорд: согласно исследованию TNS-Sofres, только 13% французов считают, что он ведет правильную политику и способен решить проблемы страны.
Это самый низкий результат для президента за все время существования Пятой республики (отсчет ее существования идет от момента принятия новой конституции страны в 1958 году). Одним из главных критериев оценки деятельности главы государства французы считают снижение безработицы и, соответственно, увеличение количества рабочих мест.
Как шли переговоры о покупке «Мистралей»:
Август 2009 года. Россия ведет переговоры о покупке «Мистралей», пишет французская газета Le Monde. Российская сторона напрямую обратилась к французским военным с предложением приобрести такой корабль, а еще три построить на российских верфях после передачи технологий, утверждают источники газеты.
Ноябрь 2009 года. «Мистраль» заходит в Санкт-Петербург. Российские военные осматривают его и оценивают возможность оснастки корабля российским вооружением. После этого проходит визит премьер-министра Владимира Путина во Францию, где он, в частности, обсуждает вопрос покупки корабля. «Мы ничего не решили. Есть и другие конкурентные предложения», — заявил Путин на пресс-конференции по итогам визита.
Февраль 2010 года. Французские власти одобрили продажу «Мистралей» России, заявляет представитель агентства по вооружениям DGA Жак де Лажюжи.
Июль 2010 года. Недавно созданная государственная Объединенная судостроительная корпорация выступает против закупки «Мистралей». Входящий в ОСК калининградский завод «Янтарь» подает жалобу в ФАС. ОСК предлагает Минобороны включить в конкурс на закупку кораблей аналогичный «Мистралю» корейский вертолетоносец Dokko, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
Октябрь 2010 года. Представитель Министерства обороны на выставке Euronaval в Париже официально объявляет о начале международного конкурса на поставку двух универсальных десантных кораблей для ВФМ России.
Декабрь 2010 года. Конкурс выигрывает консорциум ОСК и DSNC. Предполагается, что первые два «Мистраля» начнут строиться в 2011 году во Франции, а два других — на петербургском судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи». О беспрецедентной сделке объявляют в Париже президенты Франции и России Николя Саркози и Дмитрий Медведев.
Январь 2011 года. Подписано рамочное межправительственное соглашение между Россией и Францией. С российской стороны его подписал вице-премьер Игорь Сечин, являющийся председателем совета директоров ОСК.
Июнь 2011 года. «Рособоронэкспорт» подписал контракт с DSNC на поставку двух «Мистралей». Стоимость покупки — €1,2 млрд, писали «Ведомости». Начинается строительство первого корабля.
Июнь 2014 года. После введения первых санкций Евросоюза против России президент Франции Франсуа Олланд заявляет, что его страна выполнит обязательства по поставке первого корабля — «Владивосток».
Сентябрь 2014 года. Администрация президента Франции Франсуа Олланда объявила, что приостанавливает поставку России «Мистраля», уже построенного и оплаченного: «На данный момент отсутствуют подходящие условия, для того чтобы Франция могла утвердить передачу первого корабля-вертолетоносца». Первое судно («Владивосток») по контракту должно было быть передано 1 ноября 2014 года, сообщает Bloomberg со ссылкой на администрацию французского президента.
Владислав Гордеев