Центробанк США объявил о возвращении к покупкам активов
Федеральная резервная система (ФРС) США возобновит наращивание своего баланса, остановленное в 2014 году, — это понадобилось для предотвращения дефицита ликвидности на денежных рынках, заявил во вторник, 8 октября, председатель ФРС Джером Пауэлл.
В своем выступлении на встрече Национальной ассоциации экономики бизнеса (NABE) в Денвере Пауэлл сообщил, что «недавние технические проблемы» заставили ФРС задуматься о «покупках [краткосрочных] казначейских векселей» для разрешения ситуации.
«Как мы указывали в мартовском заявлении о нормализации баланса ФРС, настанет момент, когда мы начнем увеличивать наш портфель ценных бумаг для поддержания подходящего уровня резервов. Это время пришло», — сказал Пауэлл.
QE или не QE?
Хотя по форме это напоминает операции количественного смягчения (QE), которые ФРС уже проводила трижды между 2008 и 2014 годами, Пауэлл подчеркнул, что на сей раз речь не идет о «крупномасштабных программах скупки активов», развернутых после глобального финансового кризиса. Новые покупки не приведут к существенному изменению текущей денежно-кредитной политики, заверил глава ФРС.
Но рынки отреагировали на объявление Пауэлла неоднозначно. «Возможно, это не является формальным возвратом к QE, но для многих будет похоже на мини-QE, QE-лайт, скрытое QE и т.п.», — написал в Twitter главный экономический советник Allianz, бывший глава инвесткомпании PIMCO Мохаммед эль-Эриан.
Глава ФРС не уточнил деталей новых мер. «Мои коллеги и я вскоре объявим меры по наращиванию резервов», — сказал он.
Пауэлл дал понять, что новые меры ФРС носят больше технический характер и направлены на бесперебойное функционирование денежных рынков, а не на стимулирование экономики, которая находится в хорошей форме. «В настоящее время рынок труда и картина инфляции благоприятны», — заявил он. Однако тут же указал, что ФРС следит за «геополитическими рисками», торговыми трениями и Brexit в Великобритании. В США тем временем появляются признаки будущего замедления экономики: торможение роста занятости, снижение производственной активности.
Восстановить банковские резервы
В отличие от QE, когда ФРС покупала долгосрочные гособлигации США на вторичном рынке, на сей раз американский Центробанк намерен приобретать краткосрочные векселя (T-Bills), дал понять Пауэлл. Это нужно, чтобы восстановить уровень резервов в финансовой системе: когда ФРС покупает у банков активы, то начисляет на их счета банковские резервы — по сути, депозиты банков в ФРС.
В прошлом месяце денежные рынки неожиданно столкнулись с проблемами, напомнившими о 2007–2008 годах. Межбанковский рынок однодневных сделок РЕПО внезапно завис, краткосрочные ставки по этим операциям подскочили 16 и 17 сентября, заставив ФРС вмешаться.
Совокупный баланс ФРС вырос примерно с $900 млрд в 2008 году до $4,5 трлн к 2014-му за несколько раундов количественного смягчения (скупки облигаций). Но с 2014 года по начало 2018-го он оставался примерно на одном уровне, после чего стал сокращаться: ФРС начала политику «нормализации» баланса.
- Активы ФРС сейчас составляют $3,9 трлн — преимущественно это долговые ценные бумаги на ее балансе.
- Им соответствуют пассивы — главным образом, доллары в наличном обращении (почти на $1,8 трлн) и депозиты банков в ФРС или резервы (на $1,5 трлн).
- В начале 2019 года объем бумажных денег и монет превысил резервы банков на счетах ФРС впервые с 2010-го.
- Это произошло, потому что банковские резервы сократились с 2014 года почти в два раза, с $2,8 трлн до менее $1,5 трлн на конец сентября.
«Поскольку объем валюты в обращении растет со временем, увеличение или хотя бы поддержание определенного уровня резервов требует от нас увеличения размеров нашего баланса», — пояснил Пауэлл. А количество долларов в обращении увеличивается из-за того, что клиенты банков предъявляют спрос на валюту на фоне растущей экономики.