РЖД почувствовала вкус евро: компания готовит новые еврозаймы
Индикативный объем предстоящего выпуска определен на уровне 300-600 млн долл., дата выпуска - 2011г. В качестве площадки для размещения еврооблигаций рассматриваются европейские и азиатские рынки, уточнил сегодня глава компании Владимир Якунин.
Эксперты не исключают, что новые еврооблигации РЖД будут также успешны, как и предыдущие дебютные - тогда РЖД реализовала ценных бумаг на 1,5 млрд долл., все равно не удовлетворив всех желающих.
Удачный дебют
Дебютные семилетние еврооблигации РЖД разместила весной 2010г. Первоначально компания планировала выпустить еврооблигации на 1 млрд долл., но впоследствии объем выпуска был увеличен до 1,5 млрд долл. Тогда президент РЖД Владимир Якунин назвал этот выпуск "беспрецедентно успешным размещением российской компании после восстановления международных финансовых рынков". На дебютный выпуск еврооблигаций была многократная переподписка в ходе road-show. Ставка первого купона еврозайма составила 5,739% годовых.
Руководитель отдела анализа рынка долговых бумаг управления глобальных рынков "Тройки Диалог" Александр Кудрин говорит, что эти бумаги стали одним из benchmark рынка (ориентир для инвесторов и других заемщиков) и обладают хорошей ликвидностью.
Второй раз, но втрое меньше
По словам заместителя директора департамента по финансам РЖД Павла Ильичева, нижняя граница диапазона размещения - 300-400 млн долл., верхняя граница - 600-700 млн долл. "Я бы сказал, что диапазон 300-600 млн долл. - это индикатив - в зависимости от того, в каком состоянии будет рынок, каков будет спрос", - сказал он.
Консультант департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Андрей Чернявский считает, что на такой же успех, как первый выпуск еврооблигаций РЖД, скорее всего, рассчитывать не стоит. По его мнению, повышенный спрос на облигации обеспечил именно их пилотный выпуск. Второе размещение, скорее всего, пройдет с меньшим ажиотажем, отмечает он, но также будет успешным.
А.Кудрин из "Тройки Диалог", напротив, говорит, что РЖД - компания с очень высоким кредитным качеством и пользующаяся высоким спросом со стороны инвесторов. "Мы полагаем, что у потенциального выпуска бумаг РЖД в 2011г. есть все шансы на повторение успеха первого займа", - отмечает он.
По прогнозу главного экономиста УК "Финам Менеджмент" Александра Осина, исходя из текущих котировок еврооблигаций "первого эшелона", итоговая ставка купона для данных бумаг могла бы составить около 5,5% годовых.
Рублевые облигации подождут?
Между тем РЖД до сих пор не разместила рублевые облигации. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) зарегистрировала семь выпусков и проспекты эмиссии облигаций РЖД на общую сумму 100 млрд руб. еще 25 декабря 2009г. Срок их размещения истекает 24 декабря 2010г. Но на сегодняшний день из них размещены рублевые облигации лишь на 15 млрд руб.
А.Кудрин отмечает, что в сопоставимых величинах обслуживание рублевых займов обходится российским заемщикам дешевле. "Мы думаем, что РЖД останутся достаточно активным заемщиков и на внутреннем рынке", - говорит он. При этом он отмечает, что неразмещенные рублевые облигации, возможно, и не будут размещены, поскольку срок действия их проспекта скоро истекает. Однако для РЖД не является проблемой подготовить новые займы, резюмирует аналитик.
Старший вице-президент РЖД Вадим Морозов также не исключил возможности размещения в 2011г. новых выпусков рублевых облигаций.
Другие заемщики
В число других "еврозаемщиков", разместившихся недавно, входят компании ЛУКОЙЛ (1 млрд долл., облигации были выпущены одновременно двумя траншами), Сбербанк (400 млн швейцарских франков), Внешэкономбанк, (1,6 млрд долл.).
А.Кудрин считает, что в 2010г., скорее всего, больше не будет первичных сделок на рынке еврооблигаций. Однако в 2011г. этот сегмент снова активизируется. "Мы думаем, что общий объем выпуска еврооблигаций отечественными эмитентами составит 35-40 млрд долл. с учетом суверенных бумаг [еврооблигаций РФ]", - сказал он.
Екатерина Чичурина, РБК