Бизнес предложил способы улучшить президентскую амнистию капитала
Президент Владимир Путин поручил правительству до 23 декабря обеспечить внесение изменений в закон об амнистии капитала, так чтобы продлить срок амнистии на полгода — до 1 июля 2016 года. Закон фактически не работает, признал сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов, а бизнес-омбудсмен Борис Титов оценивает количество поданных деклараций с 1 июля по начало декабря не более чем в 200 (этот порядок цифр РБК подтверждали налоговые консультанты и источник, близкий к ФНС).
Поэтому до 15 февраля правительство «совместно с деловыми объединениями предпринимателей и с учетом позиции Верховного суда» должно подготовить и представить предложения по совершенствованию закона. Поручения Путина по итогам его послания Федеральному собранию опубликованы на сайте Кремля.
Сам президент в послании парламенту 3 декабря фактически признал неэффективность кампании по амнистии капитала, которую он инициировал год назад. Путин сообщил, что «бизнес пока не спешит воспользоваться этой возможностью, а значит, предложенная процедура сложна, гарантий недостаточно».
Поправки в закон об амнистии капитала появятся не ранее первого квартала 2016 года, сообщил в среду, 9 декабря, на совещании президента с правительством Игорь Шувалов. Он уточнил, что до конца года будут приняты только те решения, которые необходимы для продления срока амнистии капиталов. «Нам потребуется работа на протяжении нескольких недель. Я думаю, что к концу января, не раньше, сможем ответственно сказать, какие изменения следовало бы внести», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»).
Продлить на год
Сейчас в бизнес-объединениях идет обсуждение поправок, которые могли бы привлечь внимание собственников и увеличить число тех, кто готов раскрыть свои активы перед государством. Свои предложения бизнес-омбудсмен Борис Титов направил 9 декабря Игорю Шувалову (копия письма есть у РБК; в секретариате Шувалова сообщили РБК, что письма «пока не видели»). Часть предложений на прошлой неделе озвучивали на встрече с журналистами сам Титов и общественный омбудсмен по деофшоризации и амнистии капиталов Михаил Казанцев. Источник, близкий к бюро правления РСПП, в среду сообщил РБК, что РСПП в ближайшее время намерен подготовить свои предложения по изменениям в законе об амнистии капитала, они будут схожи с предложениями, «которые ранее предлагались на стадии обсуждения прошлого законопроекта».
По действующему закону срок подачи деклараций начался 1 июля, а закончиться он должен 31 декабря 2015 года. В первоначальном варианте законопроекта об амнистии, который обсуждался с чиновниками правительства и представителями бизнеса в первой половине 2015 года, фигурировал срок до 30 июня 2016 года, но в итоге был принят вариант с усеченным сроком подачи деклараций. А сейчас Путин фактически поручил вернуться к исходному варианту.
Сейчас среди отправленных в правительство предложений бизнеса значится пункт о продлении срока действия амнистии капитала на один год, а не на полгода. Титов предлагает продлить амнистию до 31 декабря 2016 года. 3 декабря, в день оглашения президентского послания, глава РСПП Александр Шохин тоже предлагал увеличить срок подачи деклараций на год. Он заявлял «РИА Новости», что необходимо синхронизировать амнистию с переходным периодом по контролируемым иностранным компаниям — до 1 января 2017 года. «Все нарушения, связанные с КИК, интерпретировать надо в течение 2016 года скорее как ошибки, то есть подвести их под амнистию», — сказал он. Кроме того, Шохин говорил, что необходимо уточнить понятие репатриируемых активов.
Срок продления амнистии после послания президента уже не изменить, считает заместитель министра финансов Сергей Шаталов. «Сущностных корректировок не ожидаю», — сказал он РБК.
Сделки из прошлого
Еще одно предложение связано с проблемой передачи активов от номинального владельца к фактическому. Сейчас в соответствии с законом к декларации должна прилагаться нотариально заверенная копия договора номинального владения имуществом. Но такой договор есть не у всех, а при его отсутствии в приеме декларации будет отказано, говорится в письме Титова. В итоге это приводит к тому, что доступ к гарантиям и налоговым льготам в рамках амнистии значительно сокращен. Предлагается дополнить закон положением, согласно которому приниматься может любой документ, означающий соглашение о передаче имущества от номинального собственника фактическому. Источник в финансово-экономическом блоке правительства говорит РБК, что такое предложение с трудом реализуемо в рамках текущего законодательства. «Когда законопроект готовился [ранее в этом году], эта ситуация обсуждалась. Но мы не можем предлагать законом конструкции, которые не имеют под собой оснований для применения в рамках гражданского права. Любые предложения государства [в данном случае] должны уложиться в рамки Гражданского кодекса», — говорит собеседник РБК. «Кроме того, все сделки можно будет провести как якобы номинальные в прошлые годы. Это может повлечь злоупотребление — кого-то могут принудить к переводу, к примеру», — добавляет он.
Еще одно предложение касается декларирования сделок, которые были совершены в прошлом, и имущества, которым декларант больше не владеет. Сейчас можно задекларировать только то, чем на дату подачи декларации владеет собственник. Таким образом, под амнистию, к примеру, могут не подпадать сделки, совершенные в прошлом, и активы, которые больше не принадлежат декларанту, но являлись источником последующего капитала. Поправка «позволит исключить ретроспективные риски, возникающие с момента получения изначального дохода или капитала», говорится в письме.
Источник в правительстве напоминает, что этот вопрос ранее также уже поднимался и частично пожелания бизнеса были учтены. В законе прописано, что к декларации можно приложить документы и «в произвольной форме» раскрыть информацию об источниках приобретения или способах формирования источников приобретения имущества, указанного в декларации, и денежных средств, зачисленных на счета и вклады, указанные в декларации.
«Так автоматически распространяется гарантия в виде невозможности их использования [этих документов] в качестве доказательств», — добавляет источник.
Гарантии для менеджеров
Кроме того, предлагается распространить амнистию на юридические лица, что позволит освободить от ответственности по статьям в рамках амнистии не только владельцев активов, но и руководство компаний. Борис Титов не в первый раз озвучивает предложение расширить круг тех, кого может коснуться амнистия. В мае 2015 года он говорил, что в законопроекте должно быть прописано освобождение от ответственности «тех предпринимателей, которые проводили сделки как руководители юридических лиц, не как физические лица», и сотрудников этих компаний. «Физлицо, владелец доли в иностранной компании, если были нарушения в области валютного или налогового законодательства, освобождается от ответственности в случае декларирования в рамках амнистии, а руководство этих компаний уже нет. Они попадают в неравные условия», — говорил РБК собеседник в одной из бизнес-организаций.
Этот вопрос был одним из самых проблемных еще в период обсуждения первого варианта законопроекта, говорит источник в правительстве, поскольку подача деклараций от юрлиц позволила бы им освободиться от ответственности и проверок. «Закон должен был быть распространен на физлиц, мы в этих рамках и работали. [Декларирование юрлиц] было бы куда более простым решением. Но политического решения [по декларированию юрлиц] не было принято», — говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства.
По мнению Сергея Шаталова, на юрлица амнистия не распространится, состав статей тоже не изменится. «Консультации с бизнесом давно проведены, болевые точки понятны. Главные — это распространение амнистии на нематериальные активы и долговые обязательства, на средства в иностранных банках и на счетах КИК, порядок и сроки репатриации», — говорит он.
В ФНС не ответили на запрос РБК.
При участии Петра Нетребы