Правительство одобрило закон об особых экономических зонах
По мнению МЭРТ, первые экономические зоны реально заработают в 2007г. Реализация данного законопроекта будет способствовать привлечению инвестиций и переходу к диверсификации экономики, убеждены в МЭРТ РФ.
Как пояснил Г.Греф, резидентами особых экономических зон являются индивидуальные предприниматели или коммерческие предприятия, заключающие с территориальными органами соглашения о ведении деятельности в особой экономической зоне. В частности, для резидентов промышленно-производственных экономических зон устанавливается, что для осуществления деятельности они должны произвести вложения в размере не менее 10 млн евро. Кроме того, в течение 1 года с момента подписания соглашения резиденты должны произвести вложения в размере не менее 1 млн евро.
Для ОЭЗ вводятся следующие ограничения: на их территории, по словам Г.Грефа, не должны вестись добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии, за исключением производства особо чистых металлов и сплавов. Кроме того, не будет допускаться производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов. Г.Греф отметил, что при создании ОЭЗ правительство РФ вправе определять виды деятельности, разрешенные на территории ОЭЗ.
Государственные инвестиции в создание особой экономической зоны (ОЭЗ) будут составлять 50% со стороны федерального уровня и 50% со стороны региональных властей. "Мы планируем, что такого рода вложения мы (федеральное правительство) будем осуществлять с субъектами РФ на паевых началах в пропорциях 50 на 50", - сказал министр.
По словам Г.Грефа, для создания ОЭЗ власти субъектов РФ совместно с муниципальными образованиями, на территории которых предполагается создание ОЭЗ, будут подавать в правительство РФ соответствующую заявку. Решение о создании ОЭЗ будет приниматься правительством страны на конкурсной основе. Кабинет министров и субъекты федерации будут подписывать соглашение, в котором, по словам Г.Грефа, будут четко указываться обязательства федеральных и региональных властей по срокам создания ОЭЗ, по объемам необходимых инвестиций, а также относительно инфраструктуры ОЭЗ.
Кроме того, МЭРТ РФ предлагает освободить резидентов особых экономических зон от уплаты налога на имущество и землю сроком на 5 лет. Для резидентов этих зон предлагаются особые таможенные режимы. В частности, предлагается не взимать вывозные пошлины, но при этом сохранить ввозные пошлины. По мнению министра, это будет стимулировать экспортно-ориентируемое производство и привлечет инвестиции в перерабатывающий сектор.
В соответствии с законопроектом, на территории ОЭЗ будет действовать режим свободной таможенной зоны. Данный режим предполагает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о госрегулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты экспортных таможенных пошлин.
При вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть территории РФ таможенные органы будут взимать подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с законодательством РФ. При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории РФ ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.
МЭРТ РФ предлагает ввести для технико-внедренческих экономических зон пониженную ставку единого социального налога (ЕСН). Как пояснил глава МЭРТ, в частности, законопроектом предусматривается, что в технико-внедренческой экономической зоне ставка ЕСН при зарплате до 700 долл. в месяц составит 14%, свыше 700 долл. и до 2 тыс. долл. в месяц - 5,9%, свыше 2 тыс. долл. в месяц - 2%. Таким образом, по словам министра, ставка налога будет намного ниже, чем вне зоны. Это, полагает Г.Греф, создаст оптимальные условия для научных разработок.
Также глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Герман Греф считает недостаточными налоговые преференции для особых экономических зон в ряде регионов. По мнению министра, для таких регионов, как Восточная Сибирь и Дальний Восток "налоговых и таможенных преференций, предложенных в законопроекте, недостаточно". Как считает глава МЭРТ, для Сахалина и Камчатки можно было бы предложить "грандиозные льготы" - освободить их от налогов на 10-15 лет. "Лишь бы приходили инвестиции", - подчеркнул министр.
Как считает глава МЭРТ, законопроект об особых экономических зонах станет стимулом для диверсификации экономики и притока инвестиций. По его словам, за последние годы в России было сделано мало практических шагов по диверсификации экономики. Вместе с тем, отметил министр, принятие данного документа "даст возможность реализовать на практике и в самое короткое время повернуть экономику в сторону перерабатывающих отраслей". Кроме того, законопроект позволит во многом выровнять условия межстрановой конкуренции.
По словам Г.Грефа, многие крупные проекты в мире реализуются в "нестандартных условиях", или на территории особых экономических зон. Всего в мире насчитывается 1200 таких зон - от США до Западной Европы, стран Карибского бассейна, Юго-Восточной Азии и Кипра. Несмотря на то, что в законопроекте содержится минимальный объем налоговых льгот, по мнению Г.Грефа, он "станет безусловным стимулом для инвестиций".
Правда, при этом, глава МЭРТ РФ не исключает, что предприятия и компании будут использовать особые экономические зоны (ОЭЗ) для ухода от уплаты налогов и таможенных пошлин. Так, Ю.Трутнев спросил у Г.Грефа, проработало ли Минэкономразвития схему защиты от возможного ухода компаний, которые будут работать в таких зонах, от уплаты налогов. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков также отметил, что в России есть "негативный опыт свободных экономических зон, который должен быть учтен".
По словам Г.Грефа, он не возьмет на себя смелость сказать, что "все на 100% защищено". В то же время, указал он, МЭРТ попыталось просчитать все риски, однако необходим опыт функционирования ОЭЗ в России. "Российский креатив имеет специфическую форму, которую не придумали ни американцы, ни индусы", - подчеркнул министр. В связи с этим, полагает он, необходимо создавать ОЭЗ в России и смотреть, "в какую сторону будем двигаться".
Что же касается введения закона в силу, то Г.Греф рассчитывает, что законопроект об особых экономических зонах поступит в Госдуму уже через 10 дней. При этом он выразил надежду, что в первом полугодии с.г. этот законопроект будет принят Думой. В этом случае, по словам Г.Грефа, во втором полугодии 2005г. будет проведен конкурсный отбор территорий под экономические зоны. Кроме того, до конца года Г.Греф намерен спроектировать инфраструктуру в особых экономических зонах, чтобы с 1 января 2006г. их элементы начали работать. К концу 2006г. предполагается завершить инфраструктуру всех экономических зон с тем, чтобы с 2007г. начать активный процесс привлечения инвестиций.
Выражая свое мнение, председатель правительства Михаил Фрадков заявил, что особые экономические зоны не должны превратиться из инструмента развития в банальную налоговую дыру. По словам премьера, функционирование этих зон будет основано на особом налоговом режиме, который предусматривает предоставление налоговых льгот предпринимателям. В этом случае, указал глава Кабинета министров, необходима "ответственность и бизнеса и власти", особенно руководителей регионов. По словам М.Фрадкова, необходимо установить должный административный контроль за налоговым режимом в ОЭЗ. Это обеспечит эффективность применения таких зон в России, заключил премьер-министр.