Автопром требует от ФАС разобраться с ценовым сговором металлургов
Данное повышение в первую очередь затронуло автопром, поскольку доля только металлопроката в себестоимости автомобиля составляет 20-22%, а в целом доля стали в материалах автомобиля составляет около 70%.
Как заявил исполнительный директор "Объединения автопроизводителей России" Игорь Коровкин, "цены поднялись слишком быстро и практически без предупреждения". Средний рост цен на металл со второго квартала составит 18%, а по отдельным категориям он будет еще выше. Например, шарикоподшипниковые заготовки выросли в цене сразу на 28%. По оценке аналитика ФК "Открытие" Сергея Кривохижина, в России холоднокатаный автолист может подорожать до 1000, оцинкованный - до 1450 долларов за тонну. "С начала года цены на автолист уже увеличились на 10-15%", - говорит аналитик "Финама" Денис Горев.
"По некоторым важным позициям цены на сталь у нас растут быстрее, чем за рубежом, - отмечает Игорь Коровкин. - Мы настаиваем на том, чтобы антимонопольное ведомство проверило сталелитейные компании на предмет умышленного сговора в вопросе ценообразования".
Автопроизводители не готовы к такому росту цен на сталь, поскольку это грозит повышением себестоимости выпускаемых автомобилей и, как следствие, производители будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию. "Цены на автомобили уже поднимаются, - говорит аналитик ИК "Финам" Константин Романов. - Все новые выпускаемые модели стоят существенно дороже автомобилей предыдущего модельного ряда, хотя количество используемых материалов не изменилось".
Рост цен на автомобили - лишь одно из последствий взлета цен на металлургическую продукцию. По мнению экспертов, обозначившаяся тенденция самым негативным образом скажется на темпах роста отечественного автопрома. Эксперты отмечают, что прогнозам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, которая к 2011 году хотела бы видеть российский автомобильный рынок среди мировых лидеров, вряд ли суждено сбыться.
Резкий рост цен на металлопродукцию ставит под сомнение не только эти прогнозы, но и инвестиционные планы многих крупных автопроизводителей. В новых условиях возрастут и затраты бюджета, связанные с реализацией национальных проектов, например, в сфере здравоохранения, где в числе прочего предусматривается приобретение новых машин скорой помощи. Также правительству, видимо, придется пересмотреть в сторону увеличения объемы финансирования оснащения сельских школ автобусами.
Российских автопроизводителей возмущает, что увеличение цен не связано с повышением качества продукции. "Пока что стальной лист российского производства нас не устраивает. Дефектов поверхности у него вдвое больше, чем у зарубежного, а цена - выше", - констатирует Игорь Коровкин.
Металлурги объясняют повышение цен на металл ростом стоимости железной руды. Но в действительности большинство крупных металлургических компаний России не испытывают проблем с сырьем. Так, НЛМК обеспечен собственной рудой на 96%, "Евраз", Мечел - на 80%.
В такой ситуации отечественному автопрому без государственной поддержки не обойтись. "Стоит понимать, что российский автопром сейчас поддерживается государством, которое может ограничить чрезмерный рост цен на продукцию", - считает аналитик "Финама" Денис Горев. В числе мер, которые могут быть приняты для решения проблемы, эксперты называют введение экспортных пошлин на металл по аналогии с пошлинами на нефть, когда размер пошлины меняется в зависимости от мировых цен.