Путин поддержал передачу судостроительной корпорации ОСК в управление ВТБ
Какие проблемы судостроительной корпорации предстоит решать банкуОбъединенная судостроительная корпорация (ОСК) передается под управление банка ВТБ. О таком решении президент Владимир Путин заявил на встрече с главой банка Андреем Костиным в четверг, 10 августа. По словам Путина, с соответствующей инициативой вышло правительство (владеет 100% ОСК).
«Президент поддержал предложение Минпромторга передать 100% акций АО «ОСК» в доверительное управление ПАО «Банк ВТБ» сроком на пять лет», — сообщил журналистам вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров. При этом доверительное управление акциями не меняет форму собственности и обязательства по действующим контрактам, в том числе по исполнению гособоронзаказа и строительству гражданских проектов, сказал РБК представитель ОСК. Корпоративные изменения ни в коем случае не должны повлиять на обязательства корпорации перед заказчиками, кооперацией, сотрудниками, соглашается представитель ВТБ. «Непрерывность хозяйственной деятельности судостроительного холдинга — безусловный приоритет», — подчеркнул он.
Что известно про ОСК
ОСК — крупнейшая судостроительная компания России, созданная по указу президента Владимира Путина в марте 2007 года.
Сейчас в состав ОСК входит более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий в 15 регионах. Численность работников предприятий ОСК превышает 105 тыс. человек.
Верфи ОСК строят подводные лодки, боевые и патрульные корабли, ледоколы, транспортные, промысловые и пассажирские суда. В среднем ОСК каждый год сдавала 19–20 гражданских судов, но в 2023-м корпорация планирует передать заказчикам до 30 судов.
С июня 2014 года корпорацией руководит Алексей Рахманов, до этого работавший замглавы Минпромторга (курировал в ведомстве судостроение).
Почему ОСК передадут под управление банка
Власти создали ОСК в целях концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для ВМФ, а также развития гражданского судостроения, освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.
Девять лет назад, в июне 2014 года, представляя Алексея Рахманова на должность главы ОСК руководителям управляющей компании и предприятий группы, Мантуров говорил, что обновленному менеджменту «предстоит много работы в части упорядочения корпоративной структуры, модернизации и создания новых верфей, внедрения инновационных подходов в организации технологического процесса и систем управления стоимостью, развития научного и инжинирингового потенциала корпорации».
По словам Путина, сейчас ОСК — «это работающая структура, набирающая темп», но «проблем и вопросов много». В августе 2022 года президент раскритиковал Рахманова за убыточные контракты, указав, что нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам страны. «Алексей Львович, чего контрактов-то убыточных назаключали?» — спросил Путин, обращаясь к главе ОСК в ходе совещания по судостроению. Оно состоялось на фоне введения против России международных санкций из-за проведения специальной военной операции на Украине.
«В последнее время у российских судостроительных компаний возникли известные трудности с поставками иностранного оборудования и комплектующих для гражданских судов», — говорил тогда Путин. При этом замещение иностранной техники и комплектующих в производстве рыболовных и других гражданских судов может повлиять на параметры уже запущенных проектов. «Имею в виду сроки и затраты на перепроектирование, что крайне важно для заказчиков судов, для бизнеса. Коллеги с мест уже докладывают о переносах заявленных сроков постройки судов и изменении ряда других показателей», — добавлял он.
10 августа Путин отметил, что рассчитывает на ВТБ при решении проблем ОСК. «Есть вопросы, требующие особого внимания, в том числе и со стороны специалистов банка. Это связано с расчетами, с финансовым оздоровлением компании», — указал он, пообещав поддержку со стороны правительства. «Спасибо за доверие. Команда готова, будем работать», — ответил Костин. Глава ВТБ сказал, что банк сотрудничает с судостроительной корпорацией с самого момента ее создания и знает все ее проблемы.
В апреле 2023 года в колонке для РБК Костин отмечал, что в условиях перестройки логистики нефтегазового экспорта на фоне международных санкций России предстоит в разы нарастить мощности промышленного судостроения — построить сотни новых нефтеналивных танкеров, газовозов, судов для освоения шельфа, контейнеровозов, других специализированных гражданских судов. «Способна ли находящаяся в федеральной собственности ОСК (контролирует 80% потенциала отрасли) оперативно и эффективно справиться с этими вызовами?! Мне представляется, что нет», — рассуждал он.
ОСК — давний корпоративный клиент ВТБ. Еще в 2016 году корпорация открыла в банке две кредитные линии на общую сумму €435 млн. Кроме того, ОСК выступала поручителем перед ВТБ по ссудам своим дочерним предприятиям, следует из отчета корпорации за 2020 год. «ВТБ активно финансировал судостроительные проекты (в том числе посредством лизинга): при поддержке [банка] строились рыбопромысловые суда, атомные ледоколы, суда для работы на шельфе, то есть заказы, которые выполняются на верфях ОСК» — напоминает руководитель отдела аналитики отраслевого агентства PortNews Виталий Чернов.
По словам Мантурова, Минпромторг совместно с заинтересованными ведомствами «в ближайшее время» согласует необходимую нормативную документацию — постановление правительства о внесении на рассмотрение президента проекта указа. Сейчас дополнительные комментарии преждевременны, отметил представитель банка. «Любые действия со стороны ВТБ будут возможны после того, как правительством будет согласован порядок и реализована процедура передачи принадлежащих государству акций ОСК в доверительное управление ВТБ», — указал он.
Как решение отразится на ОСК
По итогам 2022 года выручка ОСК по МСФО составила порядка 350 млрд руб. «Это несколько ниже, чем в 2021 году, на 8,7%, но в основном снижение связано с тем, что часть заказов была перенесена, а часть судов была передана с опозданием. Это произошло из-за срыва поставок комплектующего оборудования», — говорил Рахманов в июне 2023 года в интервью «Интерфаксу». При этом ОСК получила убыток «порядка двух десятков миллиардов рублей, или примерно 6% от выручки». «Это неприятная для нас ситуация, но мы много обсуждали вопрос о том, что происходило, например, с рыболовецкими судами и в чем была причина возникновения таких убытков», — сказал он. Судостроение сейчас находится в фазе роста, что требует обеспечения финансовой стабильности и инвестиций в модернизацию производственных мощностей ОСК, где консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса, добавляет представитель корпорации.
Решение о передаче акций ОСК в управление ВТБ будет способствовать долгосрочной стабилизации финансового состояния крупнейшего государственного судостроительного холдинга и положительно отразится как на внутригрупповом взаимодействии, так и на работе с заказчиками и контрагентами, считает Мантуров. Кроме того, таким образом планируется привлечь внебюджетное финансирование для дальнейшего развития корпорации. «Мы ожидаем, что доверительный управляющий, с учетом его многолетнего опыта, обеспечит эффективное управление федеральным имуществом, бесперебойное и своевременное выполнение ОСК как гособоронзаказа, так и гражданских заказов. При этом выведет в прибыль корпорацию, сохранит и разовьет производственные компетенции входящих в нее предприятий», — сказал вице-премьер.
Сейчас в портфеле ОСК более 100 проектов военной и гражданской техники. В 2022 году на фоне изменений в логистике российских предприятий, к продукции отечественного судостроения стали проявлять интерес транспортные компании, к примеру FESCO.
В сложившейся макроэкономической ситуации, вызванной в том числе санкционным давлением, у многих производственных компаний удлинился производственный цикл из-за изменения структуры поставщиков, логистики поставок комплектующих и т.д., говорит старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Дмитрий Сергиенко. Также прослеживается тренд на увеличение инвестиций в локализацию в стране производства части комплектующих элементов. «Все эти изменения требуют значительного объема дополнительного финансирования. ВТБ является одним из крупнейших финансовых институтов в стране, обладающим колоссальным объемом ресурсов и способным оперативно закрывать потребности в финансировании», — говорит Сергиенко. Соответственно ОСК получает в виде ВТБ сильного финансового партнера, чьи финансовые ресурсы должны позитивно сказаться на производственном и финансовом потенциале ОСК, считает эксперт. Передача ВТБ акций ОСК позволит судостроительной корпорации более оперативно получать финансирование от банка на приемлемых условиях, при этом оставляя существенные средства, получаемые по гособоронзаказу, внутри группы, добавляет партнер консалтинговой компании НЭО Владимир Фомченко.
Зачем ВТБ управление непрофильным бизнесом
У ВТБ также есть опыт работы с непрофильными активами. Например, в 2018 году банк получил за долги зерновой бизнес группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, позднее дополнил его, приобретя доли в смежных предприятиях, и создал «Деметра Холдинг». Окончательно из «Деметра Холдинга» ВТБ вышел в июле 2023 года, продав 45% акций компании. «Цена объективная, маржа приличная», — комментировал сделку Костин.
Финансовые показатели ВТБ сильно улучшились (чистая прибыль за первое полугодие 2023 года стала рекордной — почти 290 млрд руб.), поэтому у банка расширились возможности для финансирования проектов в реальном секторе экономики, считает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Судостроение сейчас остро нуждается в дополнительном финансировании. У ОСК высокий уровень загрузки мощностей, есть потенциал [для развития], разработан ряд проектов по расширению и модернизации производственных мощностей», — говорит эксперт.
Поскольку акции ОСК переходят ВТБ в доверительное управление, а не в собственность, актив с бухгалтерской точки будет отражаться за балансом группы, отмечает независимый аналитик Андрей Бархота. Это означает, что передача пакета напрямую не отразится на капитале банка.
«После внесения ВТБ в список SDN (Specially Designated Nationals list — список лиц и компаний под блокирующими санкциями Минфина США. — РБК) значительный удар пришелся на дивизион «ВТБ Капитал». Последний мог бы провести комплексный анализ и предложить новую стратегию для ОСК. Таким образом, ресурсы у группы уже есть в наличии», — полагает Бархота. Он допускает, что менеджеры ВТБ могли бы провести «реинжиниринг бизнес-модели» судостроительной корпорации, стабилизировать ее финансовое положение и, возможно, подготовить актив к дальнейшей приватизации. «Это может принести группе ВТБ комиссионный доход за оказание услуг инвестиционного консультирования», — объясняет Бархота. Не исключено, что параллельно актив могут начать готовить к частичной приватизации в среднесрочной перспективе, соглашается Фомченко. «Обозначаемые [для доверительного управления] пять лет как раз являются хорошим сроком для такой подготовки с точки зрения повышения финансовой привлекательности актива», — замечает он.