Рост цен в начале января ускорился после повышения НДС
Инфляция с 1 по 9 января составила 0,5%, говорится в сообщении Росстата. Таким образом, только за первую неделю 2019 года цены в России выросли на величину, сопоставимую с месячным ростом: в ноябре 2018 года по сравнению с октябрем инфляция также составила 0,5%, а до этого (в помесячном выражении) она была значительно ниже. Не считая ноября, в прошлый раз инфляция при рассмотрении месяц к месяцу достигала отметки в 0,5% или выше в июне 2017 и 2018 года.
Этот всплеск был предсказан Центробанком. В основном он объясняется ростом налога на добавленную стоимость — с 1 января НДС в России вырос с 18 до 20%.
Сильнее всего за первые дни нового года подорожали свежие огурцы (на 8,4%), помидоры (6,1%), белокочанная капуста (4,6%). Цены на лук, картофель и морковь выросли на 2,5–3%, куриные яйца подорожали на 1,7%, яблоки — на 1,4%, пшено — на 1%.
Из набора услуг, которые рассматривает Росстат при анализе недельной инфляции, подорожал проезд в общественном транспорте: в троллейбусе — на 3,7%, в метро — на 3,1%, в трамвае — на 3,2%, в автобусе — на 2,2%. Власти в российских городах традиционно индексируют тарифы с 1 января.
С начала января в годовом выражении цены выросли на 4,6%, оценивает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. ЦБ таргетирует инфляцию на уровне 4%, однако ожидает резкое ускорение роста цен в первой половине 2019 года — в связи с повышением НДС инфляция по прогнозу регулятора может превысить 5,5% или даже достичь 6%. С июня 2017 года годовая инфляция была стабильно ниже 4%. Она символически превысила таргет ЦБ еще в декабре, а по итогам года составила 4,3%, что оказалось чуть выше прогноза регулятора (3,9–4,2%).
Из-за ожидаемого ускорения инфляции Центробанк в конце прошлого года вернулся к ужесточению денежно-кредитной политики. ЦБ дважды повысил ключевую ставку — в сентябре и декабре (оба раза на 0,25 п.п.), сейчас она составляет 7,75% годовых. Это было упреждающее решение, отмечал ЦБ.
Рост цен на 0,5% — очень умеренная реакция с учетом повышения НДС и ослабления рубля, говорит Долгин. «Это говорит о том, что сам эффект растянут во времени. Он мог начаться раньше — в четвертом квартале — и, как показывает исторический опыт, может длиться до шести месяцев», — отмечает аналитик. Но нынешний умеренный рост не требует немедленной реакции от ЦБ, добавляет он: масштаб инфляции небольшой, а для регулятора повышение НДС не было сюрпризом.
Важна не только текущая инфляция, но и инфляционные ожидания населения и предприятий, указывает Долгин. Об этом же говорила и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, «неопределенность динамики цен связана как с оценкой прямого эффекта проинфляционных факторов, так и с масштабом вторичных эффектов, которые зависят от инфляционных ожиданий». По оценке ЦБ и «инФОМ», в декабре прошлого года ожидания россиян относительно роста цен на следующие 12 месяцев увеличились на 0,4 п.п., до 10,2% (.pdf), сказываться на них в том числе и начало повышения НДС.