Во Франции арестовали $700 млн «Роскосмоса» и «Космической связи»
Российские госактивы, арестованные во Франции по делу ЮКОСа, включают $400 млн, подлежащих уплате спутниковым оператором Eutelsat в адрес ФГУП «Космическая связь», и $300 млн, которые компания Arianespace должна заплатить «Роскосмосу». Об этом написал американский юридический журнал The American Lawyer, не раскрыв источник информации. По данным издания, в первом случае речь идет о плате за предоставление российского спутникового ресурса, а во втором — за поставку российских ракет-носителей.
Представитель GML (владеет компаниями Hulley Enterprises и Yukos Universal, отсудившими у России $50 млрд) подтвердил РБК, что аресты касаются дебиторской задолженности Eutelsat перед «Космической связью» за использование спутниковой емкости российского ФГУПа, а также дебиторской задолженности Arianespace перед «Роскосмосом» за поставку и обслуживание ракет «Союз». Он не подтвердил цифры в $300 млн и $400 млн, сказав только, что общая сумма арестованных во Франции российских активов составляет примерно $1 млрд.
Ранее РБК сообщал, что во Франции по делу ЮКОСа арестованы платежи французских компаний Arianespace, Eutelsat и Air France, причитающиеся их российским контрагентам; после публикации РБК это подтверждал «Интерфаксу» российский Минюст, не называя пострадавшие организации.
Arianespace выводит на орбиту спутники с космодрома Куру во Французской Гвиане при помощи ракет-носителей среднего класса «Союз», которые восходят к советской ракете 1966 года. Их производит самарский ракетно-космический центр «Прогресс». С 2011 года Arianespace запустила уже 13 «Союзов», следующий запуск запланирован на 22 апреля, говорится на сайте Arianespace. Два года назад «Роскосмос» подписал контракт с Arianespace на поставку семи ракет «Союз-СТ», стоимость контракта оценивалась в $400 млн. Спутниковый оператор Eutelsat сотрудничает с ФГУП «Космическая связь» с 1994 года. В частности, российское предприятие оказывает Eutelsat услуги мониторинга и управления французскими космическими аппаратами из Центра космической связи в Дубне. В 2012 году Eutelsat заключила контракт на 15-летнюю аренду спутниковой емкости на двух аппаратах «Космической связи» за €300 млн.
Представитель Arianespace Клаудиа Ойо утверждает, что разбирательства вокруг платежей никак не повлияли на космическое сотрудничество с Россией. «У нас великолепное сотрудничество с «Роскосмосом», что наглядно подтверждается двумя запусками по программам Copernicus и Galileo в предстоящие недели с использованием ракеты-носителя «Союз», — заявила она РБК. Представитель «Роскосмоса» отказался от комментариев. Представитель ФГУП отказался комментировать тему арестов активов во Франции, а пресс-служба Eutelsat не ответила на запрос. Не ответили на письмо и французские защитники России из юридической фирмы De Gaulle Fleurance & Associés.
Россия оспорила аресты денег «Роскосмоса» и «Космической связи» во французских судах первой инстанции. Решения ожидаются уже скоро — в этом месяце, говорит представитель GML.
В декабре апелляционный суд Парижа предписал бывшим акционерам ЮКОСа направлять на специальный условный счет (эскроу) любые деньги, которые они могут получить в результате исполнения гаагского арбитражного решения во Франции (суд сделал это, чтобы исключить увод арестованных средств в непрозрачные офшоры еще до того, как будет завершен процесс обжалования Россией арестов).
Кто защищает интересы госкорпорации «Роскосмос» и ФГУП «Космическая связь», неизвестно, но в сентябре 2015 года ФГУП заключило договор с парижской адвокатской конторой Belot Malan et Associes на «консультативные услуги по юридическим вопросам и услуги по представительству в различных областях права». Минюст России в декабре сообщал, что российские предприятия должны самостоятельно защищать свои интересы в судах Франции.
В феврале GML раскрывала (российская сторона это не подтверждала), что сумела добиться ареста во Франции банковских счетов МИА «Россия сегодня» и ФГУП «Госзагрансобственность», около 3% акций Eutelsat, принадлежащих «Космической связи», и банковской гарантии на €23 млн, которую французы выдали «Рособоронэкспорту» в рамках расторжения контракта на постройку кораблей-вертолетоносцев «Мистраль».