ФАС выявляет все новые факты злоупотреблений в РЖД
В частности, расследование показало, что филиал РЖД - Главный вычислительный центр - устанавливал цены на оказываемые услуги с разницей в 10 раз. Дело началось с жалобы одной из коммерческих фирм: ООО "Билет Сервис" пожаловалось, что филиал РЖД навязывал ему невыгодные условия договора на технологическое и техническое обслуживание терминального оборудования.
В ходе рассмотрения дела комиссия ФАС установила, что у указанного филиала РЖД отсутствовал единый подход к формированию стоимости услуги по техническому обслуживанию терминального оборудования, которое предназначено для продажи проездных документов на поезда дальнего следования. При этом оборудование принадлежало организациям, не входящим в группу ОАО "РЖД".
Например, Нижегородский информационно-вычислительный центр взимал за предоставление этих услуг 7,55 тыс. руб., а Ростовский информационно-вычислительный центр - всего 672,6 руб. По итогам расследования филиал РЖД был признан виновным в ограничении конкуренции и получил предписание устранить выявленные нарушения.
Другое серьезное злоупотребление доминирующим железнодорожным положением антимонопольщики выявили в Краснодарском крае, где РЖД вступило в сговор с "Южной транспортной компанией" (ЮТК). Последняя взяла в аренду часть территории, расположенной рядом с путями общего пользования N11 и N12 грузового двора железнодорожной станции Сочи. Это сделало невозможным самостоятельную разгрузку грузов - права на передвижение по территории были переданы арендатору, вынуждая получателей и отправителей грузов действовать через него.
Выездная проверка ФАС показала, что жалобы компаний ООО "Евро-Бетон-1" и ООО "СМУ-21" на невозможность самостоятельной разгрузки инертных материалов (бетон, песок, щебень и т.д.) оказались обоснованными. Также отмечается, что "Южная транспортная компания" является конкурентом заявителей на рынке строительных материалов. В связи с этим РЖД и ЮТК выдано предписание об устранении этих нарушений.
Факты подобных злоупотреблений - далеко не редкость в разветвленной и не всегда экономически эффективной структуре РЖД. Например, недавние проверки выявили, что только на поставках топлива в карманах полуаффилированных с монополией посредников ежегодно оседает около 3 млрд руб.