Силуанов рассказал о роли регионов в финансировании майского указа
Расходы на национальные проекты в рамках нового майского указа президента в первое время лягут не на регионы, а на федеральный центр. Об этом первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов заявил в среду на заседании общественного совета Минфина.
Силуанов сообщил, что «буквально вчера в правительстве было совещание» о распределении расходов между регионами и федеральным центром на ставящий новые среднесрочные цели указ. «Пока все эти средства сконцентрированы на федеральном уровне. Мы обсуждали, что с 2019 года Федерация возьмет на себя в полном объеме ресурсное обеспечение целей и задач, обозначенных в национальных проектах, потому что, если мы сейчас будем передавать какие-то объемы финансовой помощи, или забирать обязательства из регионов в федеральный центр, или передавать налоги, все может разъехаться. Поэтому пока мы видим в начале реализацию нацпроектов (финансирование. — РБК) из федерального центра», — сказал Силуанов.
Окончательно принятых нацпроектов пока нет, напомнил он, но в первый год федеральный центр обеспечит эти расходы «в полном объеме». «Потом можем смотреть, централизовать часть расходов на неработающее население у субъектов РФ, передать какие-то налоги. Но сначала нужно четко определиться по объему обязательств регионов. Пока у нас четкого понимания нет. Скорее всего, по оценкам, около половины из дополнительного ресурса — это те задачи, которые будут реализовываться на региональном и местном уровнях», — добавил первый вице-премьер.
О негативном влиянии прошлых майских указов (2012 года) на бюджеты регионов не раз говорили эксперты. О «разбалансировке» бюджетов субъектов, которая привела к необходимости оказывать регионам дополнительную поддержку из федерального центра, заявлял и премьер-министр Дмитрий Медведев.
Указ и его финансирование
Новый майский указ президента Владимира Путина, подписанный после его инаугурации, включает 12 приоритетных проектов, которые правительство должно разработать или скорректировать до 1 октября. Это демография, здравоохранение, образование, жилье, экология, безопасные и качественные дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство, а также экспорт. Расходы на реализацию этого плана, по предварительной оценке властей, составят 8 трлн руб. в следующие шесть лет. Частично их обеспечит создание нового инфраструктурного фонда, который за счет наращивания внутреннего долга должен достичь 3% ВВП за шесть лет. Другая мера — повышение НДС с 18 до 20%, которое даст бюджету дополнительные 600 млрд руб. в год.
При этом, по предварительным оценкам, заложенных сейчас ресурсов на выполнение майского указа «будет недостаточно», заявлял глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он отмечал, что правительство пока не определилось с приоритетами, средства, выделенные на финансирование указа, «не распределены по направлениям, национальным программам».
«Долговая нагрузка остается высокой»
Рассчитать реальный объем нагрузки, которая ляжет на регионы, пока нельзя, так как неопределенным остается и общий объем расходов на финансирование нацпроектов, говорит директор Института реформирования общественных финансов РАНХиГС Владимир Климанов. На плечи регионов лягут задачи, связанные с развитием городской среды, с социальными вопросами, со строительством объектов, перечисляет он.
В краткосрочной перспективе майский указ не приведет к большому давлению на бюджеты регионов, однако в дальнейшем его выполнение станет причиной снижения гибкости расходов, писали аналитики S&P. Иными словами, субъектам придется направлять деньги в основном на финансирование указа. Для регионов остается «много рисков и опасностей», отмечает Климанов: «Во-первых, долговая нагрузка остается достаточно высокой. Рост госдолга регионов удалось остановить, но он остался на довольно значимом уровне. К тому же есть и проценты на его обслуживание: бюджетные кредиты (их ставка составляет лишь 0,1% годовых. — РБК) составляют в общей сумме примерно 1 трлн руб. из 2,5 трлн руб. общего долга. Коммерческий долг (проценты по рыночным кредитам выше. — РБК) требует расходов на его обслуживание, и это не может не пугать». Кроме того, регионам параллельно с исполнением нового указа нужно поддерживать зарплаты бюджетников на высоком уровне (это было одной из главных целей указов 2012 года), добавляет он.
При заведомо консервативном сценарии, по которому все расходы на майский указ будут переданы на уровень регионов без обеспечения доходами, стоит ожидать разбалансировки их бюджетов, отмечает аналитик Moody’s Владлен Кузнецов: результатом может стать рост их дефицита на 7–10%. Впрочем, Минфин скорее выберет «более мягкие сценарии, которые не должны привести к существенному ухудшению финансов регионов, как это было после указов 2012 года», добавляет Кузнецов.
«Дополнительные расходы в размере 4 трлн руб. (половина от 8 трлн руб. — РБК) непосильны для бюджетов регионов, — подчеркивает старший директор Fitch Владимир Редькин. — Есть несколько возможных сценариев: первый — увеличение дополнительных доходов бюджетов регионов, таких как межбюджетные трансферты и субсидии. Второй, маловероятный, — выполнение целей по национальным проектам только богатыми регионами, у которых достаточно средств и низкий уровень долга».
Планы Минфина
Майский указ делает актуальной «настройку» в межбюджетных отношениях, следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и тарифно-таможенной политики» Минфина на следующую трехлетку (*.pdf), опубликованных на прошлой неделе. Показатели из указа будут зафиксированы и в соглашениях о финансовой поддержке регионов из бюджета. «При этом речь не идет о директивном установлении целевых показателей для регионов «сверху». Формирование нацпроектов должно осуществляться федеральными органами исполнительной власти в тесном взаимодействии с регионами», — подчеркивает Минфин.
Минфин планирует пересмотреть объемы софинансирования в рамках нацпроектов и изменить разграничение полномочий между федеральным центром и регионами, говорится в документе. В то же время министерство рассчитывает продлить использование механизма, когда в федеральном бюджете централизуются, а затем перераспределяются для поддержки регионов доходы от 1% ставки налога на прибыль.
Еще одним методом поддержки на фоне выполнения майского указа станет освобождение региональных бюджетов от обязанности ежегодно выплачивать в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) по 500 млрд руб. за детей и пенсионеров, говорил Силуанов, — эти траты возьмет на себя федеральный центр. В целом расходы регионов на взносы в ФОМС за неработающих граждан составляют порядка 700 млрд руб., оценивает Климанов. Снижение части расходов субъектов, в частности передача обязанностей платить взносы в федеральный центр, скорее всего, и станет одним из способов выполнить майский указ в регионах (наравне с субсидиями от правительства), указывает Редькин.
Косвенным риском для региональных бюджетов может стать повышение НДС, говорит Климанов: такая мера может отразиться на прибыли предприятий или росте зарплат сотрудников. «А НДФЛ и налог на прибыль — это доходы региональных бюджетов. Соответственно, при увеличении НДС мы можем ожидать незначительного, но все же сокращения их доходов», — предупреждает эксперт.