Россия автомобильная: как противостоять росту цен на бензин
На развитых рынках Европы и США годами отработаны способы снижения затрат на топливо. Сэкономить на бензине помогут смена манеры вождения, экономичные автомобили и топливная карта.
Новые горизонты
Цены на бензин уже долгое время остаются одной из самых горячих тем в обществе. Налицо парадокс: казалось бы, Россия – лидер по добыче нефти в мире, а вот стоимость производимого из национального достояния топлива совсем не копеечная, как того бы хотелось. И с каждым днем растет.
По данным Росстата, с начала года стоимость бензина в среднем увеличилась на 9-10%. Это выше, чем инфляция по стране. Только за прошлую неделю топливо подорожало в 65 крупнейших городах России. Так, в Москве и Санкт-Петербурге недельный рост составил 0,4% и 0,9% соответственно. Еще больше бензин подорожал в Элисте, Сыктывкаре, Кирове и Омске - на 1,3-1,4%. Кстати, в центральных городах России топливо стоит еще не так уж и дорого. Для сравнения, в Петропавловске-Камчатском литр бензина обойдется в 33,32 руб., в Якутске – 36,4 руб., а в Анадыре за литр в среднем просят более 45 руб.
Ну а наиболее доступный бензин можно найти на Урале, где его цена в среднем варьируется от 24 до 27 руб. за литр. При этом самые низкие цены зафиксированы в Кемерово – 24,31 руб.
Прогнозы не обнадеживают
По оценкам гендиректора исследовательской компании INFOLine Ивана Федякова, рост цен на топливо в 2012г. в России может составить 10-12% и опередить инфляцию, которая планируется на уровне 7%. "В ближайшее время цены будут расти ускоренными темпами, отыгрывая искусственное сдерживание, которое наблюдалось в период предвыборной кампании", - отмечает эксперт. Росту стоимости бензина сегодня ничего не мешает. Более того, этому способствует увеличение тарифов естественных монополий и налогов на нефтяную отрасль.
Аналитик ИФК "Солид" Дмитрий Лукашов рассказал, что государство забирает примерно половину денег с каждого проданного в России литра бензина посредством НДС, акциза и НДПИ. Соответственно, изменяя уровень налогов, оно может активно влиять на ценники АЗС. Эксперт напомнил, что в конце прошлого года были внесены поправки во 2-ю часть Налогового кодекса. Предполагается, что акцизы на бензин увеличатся примерно на 45% к 2014г. До конца года цена на бензин, по его прогнозам, поднимется еще на 5-7%.
Эксперты уверены, что рост стоимости топлива вполне закономерен, ведь по сравнению с другими странами наш бензин не такой уж и дорогой. Например, в Европе его цена превышает российский уровень более чем в 2 раза. В конечном итоге россиянам придется научиться знаменитой европейской бережливости, и в этом должны помочь современные технологии.
Выход есть
Один из способов снижения затрат на топливо для компаний - использование топливных карт. Во-первых, безналичный расчет снижает риск, связанный с необходимостью иметь при себе наличность, а также фальсификацию чеков водителями. Во-вторых, топливные карты дают возможность оптимизировать расходы за счет возмещения НДС.
"Среди компаний наиболее чувствительны к росту цен на бензин - транспортные предприятия, строители, оптовая и розничная торговля, - отмечает генеральный директор ООО "Петрол Плюс Регион" (Восточно-Европейское подразделение FleetCor – крупной международной компании на рынке топливных карт) Алексей Искрин. - На сегодняшний день 48% потребления топлива приходится на коммерческий автопарк, причем 31% компаний до сих пор оплачивают топливо наличными".
По его словам, топливные карты удобны и позволяют экономить средства компаний за счет полного контроля над потреблением топлива, что составляет около 20% всех расходов за ГСМ. Однако это далеко не все их преимущества. Например, компания "Петрол Плюс Регион" недавно предложила своим клиентам инновационный продукт – топливные карты "Спринтер". Этот инструмент позволяет полностью управлять расходом топлива на предприятии через Интернет в режиме реального времени. Для этого достаточно через Сеть войти в личный кабинет, где можно устанавливать лимиты, блокировать или разблокировать карты, работать с текущим счетом и совершать еще много других необходимых операций.
Как подсчитали эксперты, при переходе на онлайн-обслуживание бухгалтер малого предприятия с автопарком в 5 машин в среднем экономит до 2 часов в день за счет отсутствия проведения ежедневных проводок по чекам и удобной отчетности за ГСМ. Кроме того, компании предоставляется выбор - отдать предпочтение бренду или же заправиться у независимых сетей АЗС с более дешевым топливом, резюмирует А.Искрин.
Канистра по старинке
Целый арсенал средств по снижению затрат на топливо есть и у владельцев частных автомобилей. В Европе, например, особой популярностью пользуются малолитражные автомобили, и лишь только самые обеспеченные слои населения могут позволить себе езду на внедорожнике. Кроме того, европейцы предпочитают машины с механической коробкой передач, так как они дешевле и экономичнее. Еще один вариант экономии - переход на дизельный или гибридный автомобиль, отмечает аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг.
Впрочем, Иван Федяков из INFOLine добавляет, что активно пользоваться всеми этими способами российский автолюбитель пока не спешит. И если в отношении более экономичных дизельных автомобилей существуют объективные причины – низкое качество этого вида топлива в России и его неморозоустойчивость, то использование других способов экономии связано с российским менталитетом.
Пересадить отечественного водителя на малолитражку – задача не из простых, россияне готовы оплачивать дополнительный расход топлива и высокий транспортный налог, только бы щегольнуть перед знакомыми на мощном автомобиле. Еще одной особенностью российского менталитета является нежелание пересаживаться на общественный транспорт. Хотя в этом случае понять жителей нашей страны можно – автобусы, маршрутки и электрички в России крайне некомфортны по сравнению с салоном автомобиля.
Как бы там ни было, считают эксперты, на изменение менталитета россиян уйдут годы. А значит, спрос на бензин в ближайшее время в России останется на высоком уровне. Так что дальнейшего роста цен в ближайшей перспективе не избежать.