НМТП идет к созданию единой стивидорной компании
Как стало известно РБК, на состоявшемся 9 июня внеочередном собрании акционеров ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) была одобрена покупка контрольных пакетов акций ОАО "Флот Новороссийского морского торгового порта", ОАО "Новорослесэкспорт", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", ОАО "Комбинат импортпищепром" и ОАО "Новороссийский зерновой терминал" у UFGIS Structured Holdings Ltd. – дочерней компании "Дойче Банка". Это один из последних шагов навстречу созданию единой холдинговой стивидорной компании на базе НМТП.
Участие в процессе образования холдинга структур "Дойче Банка" расценивается аналитиками как подтверждение того, что планы акционеров НМТП выходят далеко за пределы Цемесской бухты. По словам источника, осведомленного о планах руководства НМТП, построение холдинга не является конечной целью развития порта.
"Если мы примем во внимание вступление России в ВТО, которое, несомненно, состоится в ближайшей перспективе, выдержать конкуренцию можно будет только путем горизонтального расширения холдинга, в том числе за счет консолидации активов стивидоров, находящихся в ближайшем зарубежье", - отметил источник. "В настоящее время прорабатывается вопрос расширения создаваемого холдинга за счет включения в него ряда крупных портов, причем не только на территории России", продолжил собеседник агентства. Такие перспективы крупнейшего российского порта стали обсуждаться в СМИ практически одновременно с известием о предстоящей продаже крупного пакета акций "Инвестсбербанка" венгерскому банку OTP.
Информация о том, что "Инвестсбербанк", собственники которого после передачи им в номинальное держание пакета, подконтрольного структурам "Уралсиба", консолидировали более чем 60% акций НМТП, серьезно интересуется поиском крупного западного инвестора, появилась более года назад. Однако тогда было неясно, для чего владельцам банка привлекать столь серьезные финансовые ресурсы. По мнению наблюдателей в самом Новороссийске, согласившихся прокомментировать происходящие в НМТП "строительные" процессы, уже с начала года "Уралсиб" проявляет интерес к портовой тематике только с точки зрения стратегического партнера и консультанта по консолидации активов.
Что касается "Инвестсбербанка", то в преддверии создания холдинга его владельцы сосредоточили под своим управлением контрольный пакет акций НМТП, что делает их ведущими игроками на стивидорном рынке России.
Весомым аргументом в пользу экспансии в сопредельные порты является вступление России в ВТО и связанная с этим унификация тарифов на грузоперевозки. По мнению Ассоциация морских торговых портов, повышение тарифа может иметь негативные последствия для инвестиционной привлекательности российской отрасли морских перевозок. Такой же точки зрения придерживается и заместитель губернатора Краснодарского края Александр Гаврилов, который подчеркнул, что если уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы, многие поставщики предпочтут работать через порты стран Балтии и Украины, поскольку они менее загружены.
Тем не менее, эксперты сходятся в том, что реальное повышение конкурентоспособности наших портов лежит вне области тарифного регулирования. Главным образом это
касается скорости обработки грузов в портах и всех процедур, которые с этим связаны.
По данным TACIS, главная претензия грузовладельцев к российским портовым комплексам - медленная работа с грузом. В связи с этим, по мнению участников рынка, выиграть в конкурентной борьбе с украинскими или балтийскими портами можно будет только за счет предоставления качественных услуг, для чего необходимы масштабные инвестиции в развитие мощностей.
Неслучайно накануне внеочередного собрания акционеров руководство НМТП и администрация Краснодарского края подписали на экономическом форуме в Мюнхене соглашение, согласно которому порт осуществит на своей территории 9 крупных инвестиционных проектов. Они предусматривают строительство и ремонт объектов портовой инфраструктуры, реконструкцию причалов и пристаней, увеличение объема бункеровочных услуг, создание перегрузочного комплекса для темных нефтепродуктов и ремонт нефтегавани "Шесхарис".
Существенная часть этих проектов уже активно реализуется. Общий объем инвестиций составляет свыше 700 млн долларов. Эта сумма вполне сопоставимая со стоимостью приобретаемых активов. Таким образом, средства, аккумулируемые за счет продажи стивидорных компаний (более пятисот миллионов долларов) и возможной продажи Инвестсбербанка (350-450 миллионов долларов по оценке ОТР-банка), будут направлены на развитие инфраструктурных проектов и приобретение новых стивидорных активов для развития холдинга.
Получается, что построение холдинга позволит НМТП не только расширить сферу своего влияния за счет возможной горизонтальной интеграции, но и реализовать комплексные инфраструктурные проекты, направленные на повышение привлекательности российских транспортных коридоров. "В отношении развития транзитного потенциала Россия должна последовать примеру соседей на евроазиатском континенте, которые провозглашают все более амбициозные задачи по развитию транспортных коммуникаций", - считает директор департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ Юлия Зворыкина.