РЖД обязало "дочки" покупать вагоны только у своего посредника
Ежегодные инвестиции указанных двух крупнейших "дочек" РЖД составляют 2 млрд долл., львиная доля которых уходит на покупку вагонов. Таким образом, обороты назначенного посредника увеличатся в 1,5 раза, пишет сегодня "Коммерсантъ".
Примечательно, что само РЖД одноименный торговый дом не контролирует. Акционерами ТД "РЖД" являются ОАО РЖД (25%) и УК "РВМ Капитал" (49%), остальные владельцы не раскрываются.
Представитель одной из железнодорожных компаний предположил, что ТД "РЖД" решил заработать дополнительные деньги на стоимостной разнице покупаемых и продаваемых вагонов. Впрочем, другой собеседник издания, близкий к ТД "РЖД", это отрицает. По его словам, компания будет работать исключительно за агентское вознаграждение.
Ранее ПГК и ВГК закупали вагоны самостоятельно, через своих посредников. Однако на фоне роста цен на подвижной состав (с начала 2010 года цены на вагоны выросли в среднем более чем в 1,5 раза) в монополии посчитали, что "в операторских компаниях могут возникнуть разные соблазны, связанные с закупками вагонов", и решили переключить закупки на себя.
Гендиректор агентства "InfoLine-аналитика" Михаил Бурмистров отметил в комментарии изданию, что создание очередного контрагента не приведет ни к прозрачности закупок, ни к снижению коррупционного риска. По его мнению, эти действия лишь продолжение тренда по снижению самостоятельности дочерних обществ РЖД и возрастанию роли монополии в управлении отраслью.
С коллегой в целом согласна и Елена Сахнова из "ВТБ Капитала". По ее словам, прослойка в виде ТД "РЖД" нужна, чтобы сохранить часть денежных потоков операторских компаний на структурах РЖД. "ПГК и ВГК и так покупали вагоны со значительными скидками", - отмечает она.