Минфин отказался поддерживать бизнес по вопросу новых сборов
Министр отметил, что поправки надо обсуждать дальше, рассказала Алехнович, в то время как все бизнес-сообщество выступает категорически против. Кроме того, добавила она, бизнес все еще не получил никакой аргументации этой инициативы в цифрах.
На совещании, которое состоялось под председательством Силуанова сегодня в 10.30 утра, присутствовали представители всех ведущих деловых организаций (РСПП, ТПП, «Деловой России» и «Опоры России»), а также представитель бизнес-омбудсмена Бориса Титова. В качестве инициатора участие в совещании принял глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, также участвовала заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.
От Минфина также присутствовал директор профильного департамента Илья Трунин. Представителя Минэкономразвития, которое, по словам Алехнович, настороженно относится к сборам, не пригласили на совещание.
Удивление представителей бизнес-сообщества вызвала сумма ожидаемых поступлений от сборов в бюджет города Москвы, заметила представитель «Деловой России». «Цифра, которую Сергунина назвала, на которую они рассчитывают от муниципальных сборов, – 3 млрд руб. – для бюджета это цифра смешная, это ничего не решает. Из-за чего весь сыр-бор?» – удивляется Алехнович.
О том, что муниципальные взносы не увеличат нагрузку на бизнес, сказал Макаров и на начавшихся вслед за совещанием в Минфине слушаниях в Общественной палате с участием представителей бизнеса. По его словам, платежи должны быть засчитаны в уплату налога, который платит бизнес по итогам своей деятельности. «Идеология законопроекта не состоит в том, чтобы увеличить налоговую нагрузку», – сказал он.
Алехнович пояснила, что автор инициативы Макаров обосновал ее на совещании в Минфине тем, что сборы заставят недобросовестных плательщиков платить налоги: если появится площадь помещения как объект налогообложения, уйти из-под него будет невозможно. А города федерального значения выбраны для начала эксперимента потому, что, по словам автора, там можно будет администрировать сборы таким образом, что это не создаст нагрузку на бизнес.
Но это спорное утверждение с точки зрения бизнеса и экспертов, добавляет Алехнович: предприниматели уверены, что из-за сборов нагрузка увеличится – и фискальная, и административная. Представитель ОПОРЫ России на совещании отметила, что введение сборов сведет на нет все достижения по дорожным картам, над которыми и чиновники, и бизнес столько времени работали. Плюс муниципалитетам придется вести дополнительно реестр объектов – это коррупционная составляющая, возможны трактовки, технические поправки.
«Это сводит на нет и успехи патентной системы, упрощенных режимов – при том что налоговая служба и Федеральное казначейство отмечают, что налоговые сборы от этих предприятий увеличиваются сейчас, при всех сложностях, падении выручки, за счет совершенствования администрирования», – добавляет Алехнович от себя.
Решить проблему с пополнением муниципальных бюджетов «Деловая Россия» предлагает иначе: передать им 75% от прироста поступлений от малого и среднего бизнеса. «Это позитивная мотивация. Это предложение было поддержано Минэкономразвития, Минфином, сейчас мы ждем поручения правительства», – заметила она. Что касается выслеживания недобросовестных налогоплательщиков – у государства сейчас хватает для этого инструментов, считает Алехнович.
На слушаниях в Общественной палате в середине дня представитель Минфина официально поддержал идею сборов. Минфин поддерживает предложенную идею в качестве базовой, сказал директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Илья Трунин. «Нам кажется, что на территории отдельных субъектов Российской Федерации мы могли бы пойти на взимание некоторых вмененных налогов с отдельных видов деятельности, о которых говорил и премьер-министр», – заявил чиновник.
По его словам, это прежде всего розничная торговля, «наверное, общественное питание». «Звучали еще перевозки такси. Но там другая идея, она связана с тем, что вмененное налогообложение на движимое имущество может носить характер, аналогичный тому, как контролируется полис ОСАГО», – уточнил Трунин.
Минфин исходит из того, что в основе идеи сборов должны лежать массовые виды деятельности, в отношении которых легко стандартизировать вмененную доходность. «Самое главное, что этот сбор даже в том виде, в каком он реализован в поправках, носит характер альтернативного минимального налога. Сумма сбора вычитается из суммы подлежащего к уплате налога», – сказал Трунин.
По итогам каждого периода предприниматель будет уплачивать либо сумму налога, если он больше сбора, либо сбор, если его сумма больше, чем насчитанный налог. «Возможно, конструкцию можно модифицировать – исчислять и уплачивать его (сбор) по окончании отчетного периода, не разводя уплату авансом, по факту и виду деятельности. В любом случае, как нам представляется, это хорошая база для создания доходных источников для бюджетов местного самоуправления», – отметил Трунин.