Российские компании выманят из офшоров пряником и выгонят кнутом
Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что его ведомство готовит три основные законодательные инициативы, направленные на борьбу с офшорами. Первая касается раскрытия компаниями своих владельцев. Вторая призвана жестче "присматривать" за контролируемыми из страны иностранными компаниями: если такая "дочка" не платит дивиденды российской материнской компании, то спрашивать нужно именно с последней.
Наконец, третья инициатива касается раскрытия своих бенефициаров компаниями, претендующими на участие в госзакупках, получение госгарантий и субсидий, а также введения ограничений на господдержку компаний, зарегистрированных в офшорах. Реализация этих мер дополнительно принесет в казну "миллиарды" доходов, выражал надежду Антон Силуанов. Сейчас проект поправок дорабатывается, озвученные ранее министром инициативы остаются основными, пояснил "РБК daily" представитель Минфина.
В Минэкономразвития предлагают действовать иначе. Чтобы компании возвращались в российскую юрисдикцию, одного только обеспечения раскрытия информации и создания неблагоприятных условий для тех компаний, кто пользуется услугами офшоров, недостаточно, рассказал "РБК daily" представитель ведомства Алексея Улюкаева. Параллельно надо "проводить объемную работу по формированию комфортной предпринимательской среды, улучшению инвестклимата" и повышению привлекательности российской юрисдикции, отметил он.
В частности МЭР предлагает освободить от налогообложения доходы, полученные от продажи акций "дочек", находящихся во владении акционера в течение двух и более лет (а не пяти, как сейчас), уточнил собеседник издания в министерстве. Кроме того, ведомство хочет освободить от налогов дивиденды от дочерних компаний, доля в которых составляет не менее 20% (а не 50%, как сейчас). Министерство предлагает также рассмотреть возможность льгот при налогообложении доходов, полученных от реализации акций зарубежных "дочек" при доле владения ими не менее 20%.
Офшорные компании, как правило, контролируются одним или несколькими физлицами, и получаемая офшорами прибыль переходит в распоряжение этих лиц. Заставить их поделиться полученной прибылью невозможно, говорит руководитель корпоративной практики юридической группы "Яковлев и партнеры" Владислав Добровольский.
Предложение Минфина о раскрытии участником торгов своих бенефициаров при госзакупках половинчатое: непонятно, как такая информация поможет в сборе налогов, учитывая, что сменить бенефициара непосредственно перед торгами, а после торгов восстановить статус-кво не представляет никакого труда, пояснил В.Добровольский. Даже если бенефициар останется прежним, он все равно не будет обязан платить налоги в российский бюджет, так как участником торгов будет российское юрлицо, поясняет юрист.
Запрет на заключение договора на госзакупки с офшорной или любой другой иностранной компанией ничего не даст, так как торги будет выигрывать российское юрлицо, а субподрядчиком может выступать иностранное, отметил В.Добровольский. Оно же будет получать от победителя торгов бюджетные средства, не уплачивая налоги, добавляет он.
"О деофшоризации в России говорят уже второй год, но объем капиталов, накопленный российскими предприятиями за рубежом, пока не снижается. С офшорами по различным схемам работает более 20 тыс. российских компаний. Разрабатываемые правительством меры вряд ли приведут к серьезному росту налоговых отчислений. Во-первых, из указанных 20 тыс. компаний не так много подпадающих под определение, указанное в поручении премьер-министра: офшорные компании, которые не распределяют полученные доходы в пользу российских граждан, контролирующих эти компании. Во-вторых, владельцы офшорных компаний могут быть спрятаны за цепочкой других юрлиц, то есть доказать подконтрольность сложно. Наконец, офшорные схемы достаточно гибкие, поэтому их, вероятно, можно будет перестроить согласно новым ограничениям", - отметил председатель совета директоров АКГ "Градиент Альфа" Павел Гагарин.
По его словам, российский бизнес пользуется офшорами прежде всего не чтобы не платить налоги, а чтобы защитить бизнес от рейдеров и просто потому, что зарубежные юрисдикции намного удобнее. Поэтому власти следует задуматься о совершенствовании российского законодательства в части защиты прав собственности, разработке законодательства о холдингах и введении в России института траста.