А.Жуков: Правительство объявит войну монополистам
"Цена на бензин в дальнейшем раскладывается в цены на другие товары, что приводит к увеличению цен на все товары", - заметил вице-премьер. По его словам, "механизмы в рыночной экономике, как государство может на это влиять, отработаны во всем мире". Это, отметил А.Жуков, прежде всего борьба с монополистами.
"У нас есть закон, но, к сожалению, этот закон реально не дает возможности применять серьезные санкции к нарушителям", - сказал вице-премьер. Например, по его словам, самый большой штраф, который можно взять за нарушение антимонопольного законодательства, - всего 15 тыс. долл.
"Значительно будут повышены суммы штрафов, они будут составлять до 2% от оборота компании" - сказал А.Жуков и добавил, что это примерно соответствует тому, как на Западе штрафуют монополистов. "Кстати, - заметил вице-премьер, на Западе очень сильно боятся антимонопольных служб, и они могут реально влиять на ценовую политику на рынке".
Напомним, что скачок цен на бензин в декабре прошлого года вылился в ряд акций протеста работников транспортной сферы. Так, 10 февраля по всей России прошла предупредительная акция протеста транспортников против повышения цен на топливо. Участники акции требовали от президента и правительства снизить цены на топливо до уровня 2002г., а также установить государственный контроль над его стоимостью. По данным транспортников, цена на топливо за последние два года выросла на 88%. Только за 2004г. бензин подорожал на 40%, а дизельное топливо - на 56%.
С участниками акции протеста тогда встретился вице-премьер РФ Александр Жуков, который рассказал, что правительство признает наличие сговора компаний, приведшего к росту цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Проверки, в том числе в конце 2004г., показали, что "сговор есть, но действующее законодательство не позволяет доказать это, а если и удается, то штрафные санкции за него невелики".
В конце января Федеральная антимонопольная служба также выявила, что нефтяные компании злоупотребляют своим доминирующем положением на рынке. Однако признала, что доказать факт сговора корпораций представляется маловероятным, к тому же законодательных ограничений нормы рентабельности естественных монополий в нашей стране нет. В РФ цены на уголь и нефтепродукты государством не регулируются, госрегулированию подлежит только газ.
Правда, после того, как правительство обратило внимание на рост бензиновых цен, они всё-таки стали падать. Но это происходило в декабре - начале января. А последнее время охарактеризовалось очень опасной тенденцией: рост рыночных цен на ГСМ при падении отпускных. То есть торговцы топливом вновь взвинчивают его стоимость.
Так, отпускные цены российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на бензин в период с 29 января по 4 февраля 2005г. снизились на 1,25% по сравнению с предыдущей неделей. Минимальная и максимальная цены на бензин марки Аи-76 составили соответственно 9,440 тыс. руб. и 14,194 тыс. руб. за тонну; на бензин марки Аи-92 (93) - 10,089 тыс. руб. и 15,273 тыс. руб. за тонну; на бензин марки Аи-95 - 11,535 тыс. руб. и 15,795 тыс. руб. за тонну.
При этом в период с 29 января по 4 февраля 2005г. рыночные цены российских НПЗ на бензин выросли на 7,76%, на дизельное топливо - на 2,53%, на топочный мазут - на 18,01%. Минимальная и максимальная цены на бензин марки Аи-76 составили соответственно 10,900 тыс. руб. и 14,050 тыс. руб. за тонну; на бензин марки Аи-92 (93) - 10,350 тыс. руб. и 12,150 тыс. руб. за тонну; на бензин марки Аи-95 - 13,200 тыс. руб. и 14,150 тыс. руб. за тонну.
Отпускные цены НПЗ - это официальные прейскурантные цены, устанавливаемые головными нефтяными компаниями (реже самими заводами) при реализации нефтепродуктов. Реальные продажи нефтепродуктов, совершаемые как самими нефтяными компаниями, так и трейдерами, могут производиться по ценам и выше, и ниже отпускных цен НПЗ.