Инвесторы ждут продолжения реформ РАО
Напомним, общая потребность в инвестициях была оценена руководством РАО ЕЭС в 2007г. в 118 млрд долларов. Казалось бы, все механизмы привлечения денег в отрасль созданы, однако инвестиционного бума все нет. "Многие уже привыкли, что реформы в энергетике идут значительно медленнее, чем изначально планировалось. Либерализация рынка откладывалась 4 раза по-серьезному, а в мелочах и того больше, – поясняет в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" старший аналитик ИБ "Кит финанс" Дмитрий Царегородцев. – До сих пор не запущен рынок мощностей, а это главное ожидание 2007г. в плане инфраструктурных реформ".
Главной победой 2007г. эксперт называет утверждение планов по реорганизации РАО: "Государство в жесткой форме завязано на продаже своих активов, и уже это делает…"
Отметим, что пока государство выдерживает и планы по либерализации. Так, с 1 января 2008г. на оптовом рынке электроэнергии объем свободных цен – 15%. Этот объем вырастет до 25% с 1 июля 2008г. Но база тарифного регулирования сохранится до 2011г.
К слову, в 2007г. рост тарифов на электроэнергию для населения составил 13% по отношению к 2006г. По оценкам Минэкономразвития, в 2008г. тарифы на электроэнергию для населения вырастут на 14%, в 2009г. - на 15%, а в 2010г. - на 18%.
Ожидания в 2011г. окончательной либерализации рынка электроэнергии и газа в России, собственно, и определяют поведение инвесторов. "Есть опасения, что рынок будет дерегулироваться не по закону, а по постановлениям правительства", – объясняет гендиректор ОГК-1 Владимир Хлебников. По его расчетам, инвесторы надеются с открытием рынка увеличить рентабельность до 15-17% с сегодняшних 7%.
"Государство связано по рукам и ногам по темпам либерализации рынка электроэнергии. Маленькие лилипуты облепили Гулливера. Если Гулливер вырвется, то лилипуты могут не исполнять свои обязательства по инвестиционным программам тех компаний, которые они купили", – добавляет Д.Царегородцев.
Продолжая эту метафорическую мысль, добавим: помимо того, что Гулливер вырвется, лилипуты опасаются и возникновения новых Гулливеров – монополий на рынке. Для локального монополизма есть все основания в спорной сделке Газпрома с СУЭКом, приводит пример В.Хлебников. Сдерживающим инвестиции фактором является также дискриминационный доступ к газотранспортной системе. "Посмотрите, кто покупает генерирующие активы: это те компании, которые имеют доступ к газу, – продолжает эксперт. – ЛУКОЙЛ – ТГК-8, "КЭС", за которым стоит ТНК-BP и Вексельберг, – ТГК-9. Когда конкурс по ТГК-4 был перенесен, так как не было инвестора, имеющего отношение к газу". И это неудивительно: доля газа в топливном балансе тепловых электростанций – 75%.
Итак, инвестиции в энергетику, с точки зрения РАО, обусловлены полной либерализацией рынка электроэнергии и газа. Но каким образом будет осуществляться модернизация мощностей? "Воссоздать собственные НИОКР в сжатый срок мы не сможем, – убежден Д.Царегородцев. – Единственный возможный путь – локализация международных ноу-хау, создание совместных предприятий (по аналогии СП "Силовых машин" и Siemens).
Плюсом СП станут и льготные условия к скидкам на оборудование, к очередности в закупках и т.д. "Парогазовые установки мощностью около 800 МВт у нас в стране, к сожалению, пока никто не делает, – говорит В.Хлебников. – Мы покупаем их на тендере, стоим в очереди…" А возможные сбои в поставках зарубежного оборудования вполне могут привести к банкротству энергетиков-частников: предусмотрены штрафы за невыполнение обязательств по производству электроэнергии – до 25% всей выручки.
Впрочем, по словам старшего аналитика компании "Атон" Андрея Бутенко, интерес со стороны иностранных крупных инвесторов к российской энергетике оставляет желать лучшего, хотя из уже вложившихся в нее можно отметить и финский концерн Fortum, и итальянский Enel, и немецкий E.ON.
И, как сказал однажды в программе "В фокусе" в эфире РБК-ТВ гендиректор компании "Технопромэкспорт" Сергей Моложавый, "на смену "лампочки Ильича" придет "лампочка Siemens". Новые электростанции будут строиться по западным технологиями, не скрывает В.Хлебников, "а оборудование будем покупать у Siemens, General Electric, MITSUBISHI и Alstom". Причем эксперты не исключает, что будут покупаться и целые зарубежные проектные бюро. По оценкам РАО, российское энергомашиностроение сегодня способно покрыть потребности электроэнергетики только на 50% и лишь по единичным статьям – на 100% (по котлам-утилизаторам, например).