Киев, Берлин и Москва могут взять газопровод Украины под общий контроль
По словам Грачева, прошедшие на днях в Берлине переговоры "увеличили шансы договориться" и по "третьему энергопакету", и по "самому больному" украинскому вопросу.
"Позиция ведущих немецких энергокомпаний близка к нашей. Они считают, что нужно попытаться быстро взять трубы под тройственный контроль, чтобы не было перебоев. Это в интересах и всей Европы, и Германии, и России. Это и в интересах самой Украины", - уверен он.
Грачев добавил, что речь идет о разных вариантах, но, по его мнению, "предпочтительнее иметь дело непосредственно с Германией".
По словам Грачева, на встрече в Берлине присутствовали представители всех фракций, кроме "зеленых", которые отказались вести диалог с российской делегацией в связи с последними событиями на Украине. Целью визита российских парламентариев было формирование межпарламентской группы России и Германии по проблемам энергетики.
"Европа и Россия, если исходить из сугубо экономической выгоды, являются на сегодняшний день наиболее оптимальными энергетическими партнерами. И при любом развитии событий в обозримом будущем такими партнерами останутся. Кстати, сюда следовало бы включить и Украину, по территории которой проходит газотранспортная система: до 2018г. по ней будут продолжать поступать в Европу основные объемы газа", - уточнил глава комитета.
Грачев отметил, что еще до прихода к власти на Украине Виктора Януковича рассматривался вариант заключения трехстороннего соглашения по транзиту газа.
"Уточняю, инициатором была Германия, а Украина соглашалась", - сказал глава комитета, подчеркнув, что "никогда не будет надежных соглашений только российско-украинских, как не будут надежными чисто европейско-украинские соглашения", при которых Европа полностью возьмет под свой контроль газотранспортные системы Украины.
По итогам прошедших встреч с представителями крупнейших немецких банков и компаний глава комитета Госдумы сообщил, что они готовы участвовать в модернизации украинской газотранспортной системы.
"Они идею трехстороннего подхода к украинской газотранспортной системе уже довели до конкретных финансовых схем. Абсолютно реалистичные, на мой взгляд, схемы, связанные с тем, что модернизация дает экономию с учетом долгов, которые есть. Это позволяет через банковские кредиты в кратчайшие сроки модернизировать ГТС Украины. На пользу и Украине, и нам, и Германии", - считает Грачев.
При этом он высказал уверенность в том, что в случае, если предложение будет исходить от Германии и Европы, то Украина согласится с ним.
Относительно возможных санкций против России в связи с событиями на Украине Грачев убежден, что "неизбежно какие-то ходы репрессивного характера европейцы будут делать". "Но, безусловно, европейский бизнес, особенно немецкий бизнес, не заинтересован, чтобы это переходило в плоскость экономических санкций, энергетических проблем. И, на мой взгляд, бизнес будет эту позицию через депутатов отстаивать", - считает парламентарий.
По его мнению, "основным бенефициаром во всей этой истории будет Америка, Германия же понесет потери, очень большие, серьезные, потому что у них большой товарооборот с Россией". По словам Грачева, то, что сейчас происходит на Украине "и вокруг нее", "разрешится неизбежно, потому что экономика точно заставит всех искать пути к сближению".
Относительно "третьего энергопакета" ЕС Грачев высказал мнение, что этот документ является "анахронизмом", мешающим конструктивному взаимодействию России и Европы.
Идея создания консорциума по управлению украинской ГТС обсуждается уже долгие годы. В основном звучат идеи создания трехстороннего консорциума в формате Украина - Россия - ЕС или двустороннего с участием Украины и России. 6 марта с.г. Еврокомиссия сообщила, что ЕС намерен сотрудничать с Украиной по модернизации ее газотранспортной системы (ГТС) с участием ЕИБ, ЕБРР и Всемирного банка.
"В среднесрочной перспективе, если позволят обстоятельства, ЕК готова поддержать модернизацию украинской ГТС с участием трех сторон - Евросоюза, России и Украины", - отмечалось в сообщении Еврокомиссии.
Екатерина Ларинина