Белоусов назвал цену нефти в $35 «новой устойчивой реальностью»
Падение мировых цен на нефть на уровень $35 за баррель и ниже представляет собой выход в «новую устойчивую реальность», заявил журналистам первый вице-премьер Андрей Белоусов.
«Я думаю, что нам какое-то достаточно длительное время предстоит жить примерно в разновесных ценах около $35 плюс-минус», — сказал первый вице-премьер, передает корреспондент РБК.
Белоусов не исключил возможности дальнейшего провала цен (9 марта стоимость барреля нефти марки Brent снижалась до $31,02), однако признался, что «не очень верит» в возможность длительного падения до уровня $20 за баррель.
«Это никому не нужно — ни странам-производителям, ни странам — потребителям нефти», — пояснил он. Возможности возобновления соглашения об ограничении нефтедобычи в формате ОПЕК+ и вызванного этим роста цен Белоусов также не исключает, однако ориентироваться пока предлагает именно на $35.
«Цена в том диапазоне, в котором она остановилась, <...> может быть достаточно устойчивой», — сказал он.
В то же время министр энергетики России Александр Новак отметил, что, по экспертным оценкам его ведомства, стоимость барреля Brent может вырасти до $40–45 во второй половине 2020 года.
«Сейчас сложно сказать, как будет ситуация развиваться, но мы так предполагаем, исходя из тех знаний, которые у нас есть», — сказал Новак журналистам (цитата по «Интерфаксу»).
В последние три недели стоимость барреля Brent упала почти вдвое — с $60 (на максимуме 20 февраля) до $31,02 (на минимуме 9 марта). По итогам торгов 9 марта стоимость барреля Brent — после развала сделки ОПЕК+ о сокращении нефтедобычи — рухнула сразу на 24,1%, на следующий день цена несколько выросла, однако затем снова упала ниже $35. В ходе торгов 13 марта цена Brent колеблется в диапазоне $32–36 за баррель.
По словам Белоусова, из-за падения цен на нефть российская экономика в 2020 году может вырасти хуже прогноза (официальный прогноз по росту ВВП пока составляет 1,9%). При этом рецессия России не грозит, считает первый вице-премьер. «Риски [рецессии] всегда существуют, но <...> я думаю, что рецессия нам не грозит», — заявил он.
Экономист Евгения Слепцова из британской Oxford Economics сказала РБК, что, по ее расчетам, ВВП России снизится на 0,2%, если цены на нефть будут составлять в среднем $30 за баррель до конца года. Но это исходя из того, что не будет глобального финансового кризиса и масштабных внутренних карантинов в России: в этом случае негативное воздействие на Россию будет больше.
Белоусов также заверил, что власти не планируют принудительно изымать валютную выручку у экспортеров в целях поддержки рубля и никаких налоговых мер в их отношении в связи с ослаблением рубля тоже не предвидится. В последний раз неформальное требование к частным компаниям продавать валютную выручку на рынке появилось в декабре 2014 года, когда доллар перевалил за 80 руб. С того времени было введено бюджетное правило, которое, по сути, косвенно регламентирует выкуп валютной выручки у экспортеров при ценах на нефть выше $40 за баррель в ценах 2017 года ($42,4 в 2020 году).