Эксперты: Необходимость участия ГАЗа в сделке с Opel сомнительна
Российская автомобилестроительная группа "ГАЗ" официально подтвердила, что хотела бы участвовать в создании совместного предприятия с Opel и канадской Magna. "Мы подтверждаем свою заинтересованность в проекте по созданию совместного предприятия с компаниями Magna и Opel в случае приобретения компании Opel инвесторами", - цитирует Reuters сообщение ГАЗа от 12 мая. ГАЗ не уточнил, рассчитывает ли он получить долю в подконтрольном General Motors европейском автопроизводителе.
Ранее немецкие и канадские СМИ сообщали, что Magna создает консорциум с ГАЗом и Сбербанком для приобретения контроля в Opel. Однако ГАЗ, несущий значительное долговое бремя, неоднократно опровергал эту информацию. Так, в конце апреля ООО "Управляющая компания "Группа "ГАЗ" официально опровергла появившиеся в немецких СМИ сообщения об интересе группы "ГАЗ" к участию в акционерном капитале концерна Opel. Пресс-служба компании сообщала, что группа не ведет переговоров о приобретении доли в Opel и не рассматривает возможность участия в какой-либо форме в акционерном капитале этой компании. Впрочем, официальные представители Magna информацию о заинтересованности в покупке Opel также не подтверждали.
По данным немецкой газеты Rheinische Post, Magna хотела бы получить 19,9% Opel, в то время как ГАЗу и Сбербанку могут достаться 30,1% на двоих, а у GM останется до 40% акций. ГАЗ не упомянул Сбербанк в своем сообщении. Представитель комитета миноритариев Сбербанка сообщил Reuters на условиях анонимности, что банк пока "далек от принятия решения" по поводу Opel. ГАЗ добавил, что его вкладом в проект может стать организация производства легковых автомобилей на площадке в Нижнем Новгороде, введенной в строй в 2008г.
В 2008г. ГАЗ открыл завод по производству легковых машин Volga Siber, созданных на платформе модели Chrysler Sebring. Однако проект ежегодного производства 60 тыс. автомобилей этой марки, в который компания вложила около 300 млн долл., не пошел: в I квартале ГАЗ выпустил менее 200 машин Siber.
Rheinische Post сообщила ранее, что Magna надеется создать европейско-российского автопроизводителя, способного выпускать до 5 млн машин в год, из которых около 1 млн продавалось бы на рынке России.
4 мая появилась неофициальная информация, что General Motors недавно приступила к переговорам с потенциальными претендентами на приобретение Opel. GM предложила Magna International и ОАО "ГАЗ" приобрести основную часть своего европейского подразделения. Компании Fiat, также заинтересованной в Opel, GM не только предложила продать Opel, но и установить партнерство по ведению деятельности в Латинской Америке, Европе и других регионах.
Сама по себе покупка немецкого автопроизводителя, находящегося в сложной ситуации, не спасет ни российский автопром в целом, ни ГАЗ в частности. Чтобы это произошло, необходимы принципиальные реформы - моральная и материальная модернизация всей отрасли, чего пока не намечается. Возможно, необходимость спасения и Opel, и ГАЗа приведет к позитивным сдвигам в данном направлении, полагают аналитики, однако саму проблему, по их мнению, можно решить все-таки только при комплексном подходе.
По мнению главного аналитика ИК "Велес Капитал" Марины Иркли, синергический эффект от данной сделки будет зависеть от ее условий. "Учитывая, что GM находится в крайне затруднительном положении, он может пойти на существенные уступки при продаже Opel. Однако в то же время ГАЗ самостоятельно участвовать в подобной сделке не может, поскольку сам обременен долгами. Участие вполне возможно совместно с банком", - полагает эксперт. Сходную структуру СП можно увидеть в GM-АВТОВАЗ, отмечает М.Иркли, где собственность распределена между GM, АВТОВАЗом и ЕБРР.
Однако, подчеркивает аналитик, необходимость участия ГАЗа в этой сделке находится под вопросом, поскольку на данный момент группе лучше было бы сосредоточиться на своем сегменте, а не пытаться закрепиться в менее рентабельном легковом сегменте.
Возможно, предложение со стороны Fiat окажется более предпочтительным, так как Fiat - более современная компания по сравнению с ГАЗом и обладает соответствующей производственной экспертизой, отмечает старший аналитик УК "Эверест Эссет Менеджмент" Софья Рагулина. "Российская сторона (правительство в лице Сбербанка) в данной сделке выступает как финансовый инвестор, а ГАЗ, несущий значительное налоговое бремя, выступает скорее как компания, предоставляющая производственные площадки для сборки. При этом основной покупатель - правительство РФ", - подчеркивает эксперт.
"Сейчас российские предприятия автопрома (особенно это относится к АВТОВАЗу) по-прежнему выпускают морально и материально устаревшую продукцию и требуют серьезной переработки производственной линейки, а также очень серьезных инвестиций в НИОКР и создание надежной и качественной сети поставщиков комплектующих деталей. Даже перенос ГАЗом на российскую почву одной линии производства бывшей модели Chrysler для выпуска нового автомобиля Volga Siber сталкивается с элементарной нехваткой производственных мощностей и ремкомплектов для автосварочной техники и роботов", - комментирует ситуацию С.Рагулина.
Если на государственном уровне есть понимание необходимости проведения реформы российского автопрома путем покупки зарубежного производителя, то, по мнению аналитика, это "верное и позитивное решение". "По оценкам, 30,1% акций Opel могут оцениваться в 3 млрд долл. Эта сумма сопоставима с пакетом помощи, выделенной правительством российским предприятиям автопрома (70 млрд руб.) Но покупка Opel более перспективна", - заключает эксперт.
Первым переговоры с германским правительством о привлечении денежных средств начало принадлежащее GM немецкое предприятие Adam Opel GmbH. Ранее Opel заявлял, что для преодоления экономического кризиса он нуждается в инвестициях в размере 3,2 млрд евро и запросил эту сумму в качестве государственной экономической помощи у Германии. Однако правительство страны сочло, что сначала владелец Opel - General Motors - должен предоставить план спасения своей дочерней компании и показать, какие инвестиции он может сделать в принадлежащее ему предприятие.
Группа "ГАЗ" - российский производитель коммерческого автотранспорта и строительно-дорожной техники. В состав группы входят ОАО "ГАЗ", 18 автомобилестроительных предприятий в России, британская автокомпания LDV, сбытовые и сервисные структуры. Консолидированная выручка от реализации группы "ГАЗ" в 2008г. составила 143 млрд руб.
Quote.ru