Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Неурожайный Фарнборо: затишье перед бурей

В пригороде Лондона приближается к завершению авиасалон "Фарнборо", который традиционно с 1962г. проводится один раз в два года.
Фото: РБК
Фото: РБК

В этом году авиасалон открылся для представителей бизнеса и авиаотрасли 9 июля, а с 13 июля все желающие смогут посетить Фарнборо и полюбоваться выступлениями пилотажных групп и последними достижениями авиации. Несмотря на то что до завершения авиасалона остается еще три дня, представители авиационного бизнеса уже ставят последние подписи под документами, пожимают руки новоиспеченным партнерам и начинают прикидывать результаты "улова" на "Фарнборо".

По сравнению с "Фарнборо-2010" авиасалон в 2012г. оказался не самым удачным - как для производителей, так и для покупателей авиатехники. Ожидания по многочисленным контрактам не оправдались, а подписанные соглашения о намерениях кого-то купить что-то в будущем свидетельствовали лишь о нестабильной экономической ситуации на мировом рынке. И хотя зарубежным производителям авиатехники удалось заключить контракты на поставки десятков самолетов, российский авиапром, как настоящий богатырь, который не боится трудностей, продемонстрировал готовность продвигать самолеты отечественного производства на мировой рынок и сотрудничать со всеми заинтересованными в покупке авиатехники компаниями. В конце концов, те соглашения, которые подписываются в рамках авиасалона, - это исключительно руководство к дальнейшим действиям, вот и получается, что цветочки выросли, а ягодки только созревают.

Как все начиналось

С каждым разом в Фарнборо принимают участие все больше стран, производителей и покупателей авиатехники. Если в 2010г. на авиасалон прибыли 70 делегаций из 44 стран, было представлено 152 самолета, а сумма по контрактам составляла 47 млрд долл., то в этом году было представлено более 1,5 тыс. авиационной и космической техники более чем из 40 стран мира. Говорить об окончательных финансовых результатах пока не приходится, ведь еще не все компании раскрыли суммы сделок.

Интересно отметить, что в этом году в Фарнборо прилетела очень большая российская делегация, работу которой трудно было не оценить, проходя мимо больших шале Федерального космического агентства и Рособоронэкспорта. Замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь сделал несколько важных заявлений на болезненные темы, в частности о том, что бедствие на Кубани не отразится на проведении Гидроавиасалона-2012, итоги расследования авиакатастрофы SSJ в Индонезии будут обнародованы до конца лета этого года и др.

Весьма неординарные пожелания высказал руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин, предложив превратить космический мусор в бесхозный и разрабатывать совместно с другими странами методы борьбы с ним, а также создать уникальный музей на Луне, который бы сохранил такие бесценные исторические памятники покорения космического пространства человеком, как первые следы человека на Луне и луноход. Кроме того, В.Поповкин в очередной раз предложил привлекать частный бизнес в развитие космической отрасли. Сказано было много, а что будет сделано, покажет время. Таким образом, в первый же день работы авиасалона российской делегацией был дан активный старт для всевозможных заявлений о развитии космической и авиационной промышленности в России.

Гордо и независимо

Регулярные конференции и презентации отечественных производителей авиатехники свидетельствовали об активном участии России в авиасалоне. В частности, глава ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Михаил Погосян рассказал о планах развития отрасли на период с 2012г. по 2014г. По его словам, предполагается произвести 485 самолетов, в текущем году в планах ОАК произвести и поставить заказчикам более 20 самолетов Sukhoi SuperJet 100. Также Министерство обороны России в 2012г. получит шесть новых Су-35. Кроме того, в текущем году к испытаниям подключится Т-50, а с 2013г. планируется начать его опытную эксплуатацию. Также М.Погосян отметил, что в планах компании - нарастить портфель заказов транспортных самолетов до 100 машин, а в настоящее время общий портфель заказов ОАК в гражданской авиации составляет около 300 самолетов, в военной - 278.

Авиасалон оказался весьма удачным для самолета SSJ. Несмотря на трагические события в Индонезии, к лайнеру по-прежнему проявляют большой интерес заказчики из Юго-Восточной Азии. В частности, глава ОАК М.Погосян сообщил о том, что в течение нескольких месяцев планируется заключение контрактов с тремя компаниями на поставку около 40 самолетов SSJ-100. Кроме того, один из нынешних заказчиков самолета - мексиканская компания InterJet - принял решение перевести опцион на пять самолетов в твердый контракт, доведя свой портфель заказов до 20 самолетов SSJ-100.

Немало шума наделал отказ авиакомпании "Армавиа" от второго самолета SSJ-100, но вице-президент ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Игорь Сырцов уверил всех присутствующих на выставке в том, что лайнер будет продан до конца 2012г. в любом случае.

Засветился в Фарнборо и отечественный самолет будущего МС-21. В очередной раз публике был представлен макет кабины самолета, при входе в который особо замерзающим гостям было предложено укутаться в теплый плед с логотипом МС-21. Так что каждый желающий унес с выставки частичку тепла и комфорта самолета будущего. К сожалению, никакими новыми контрактами на МС-21 корпорация "Иркут" (входит в ОАК) не смогла порадовать и даже огорчила тем, что малайзийская Crecom, соглашение с которой было заключено на прошлом авиасалоне в Фарнборо, перевела контракт на поставку 50 самолетов МС-21 из твердого в опцион. Но, судя по оптимистичным прогнозам президента корпорации "Иркут" Алексея Федорова, такая рокировка позволит российской авиакомпании "Аэрофлот" первой получить самолеты. Кроме того, А.Федоров отметил, что на сегодняшний день корпорация "Иркут" имеет портфель твердых контрактов с опционом на 185 самолетов МС-21.

Конечно, прошлый авиасалон был более удачным и для SSJ, и для МС-21. Тогда только компании "Сухой" и "Иркут" заключили гражданские контракты на 270 машин. Но в авиапроме, как и в жизни, белые полосы сменяют черные, и наоборот.

Отличилась небольшим контрактом на приобретение 13 самолетов L-410 на сумму более 80 млн долл. российская лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко". Также, ИФК заключила соглашение с панамской South America Aircraft Leasing о лизинге самолетов Ан-148/158, которое предусматривает поставку трех самолетов Ан-158 и опцион на поставку еще 12 . Общая сумма контракта составляет около 420 млн долл. в каталожных ценах. При этом в ближайшее время ИФК планирует заключить контракт на поставку двух грузовых Ту-204.

Напомним, что на "Фарнборо-2010" ИФК подписала гораздо больше контрактов, в частности по перспективным самолетам МС-21 и Ан-148. Вот и получается, что либо компания расслабилась, либо так звезды распорядились.

С контрактами на поставку вертолетной техники все сложилось тоже не очень радостно. Холдинг "Вертолеты России" и итальянская компания AgustaWestland (входит в группу Finmeccanica) подписали лишь предварительное соглашение о совместной разработке, производстве и продаже легкого однодвигательного вертолета массой 2,5 т.

В своем репертуаре

Пожалуй, меньше всего почувствовали на себе предстоящий кризис, о котором так много говорили на авиасалоне, зарубежные производители самолетов Boeing и Airbus. Количество контрактов соизмеримо с показателями "Форнборо-2010", только в этот раз особый интерес покупателей привлекли новинки компаний, в частности самолеты 737 MAX и семейство самолетов А320neo.

Наиболее урожайным авиасалон оказался для американского производителя самолетов - Boeing. С первых же дней компания взяла уверенный бизнес-старт на подписание крупных заказов по поставкам самолетов. В итоге ей удалось заключить контракты на поставку 396 самолетов. В частности, были подписаны контракты с United Airlines на 100 самолетов 737 MAX и 50 Next Generation, стоимость сделки в каталожных ценах составила 14,7 млрд долл. Также, Boeing объявил о заказе компании Air Corporation на 75 самолетов 737 MAX общей стоимостью 7,2 млрд долл. и подписал соглашение с подразделением компании General Electric по финансированию и лизингу гражданских воздушных судов GE Capital Aviation Services (GECAS) на приобретение 75 лайнеров 737 MAX 8 и 25 - Next-Generation 737-800.

Гарантом победы в неофициальном первенстве Boeing стал рекордный контракт на поставку самолетов авиакомпании United Continental Holdings. Перевозчик намерен пополнить свой парк на 150 машин общей каталожной стоимостью примерно 14,7 млрд долл. Речь идет о самолетах семейства 737, включая 100 лайнеров типа Boeing 737 MAX 9 и 50 лайнеров нового поколения Boeing 737-900 ER (с увеличенной дальностью полета).

Помимо твердых контрактов и опциона, Boeing подписал с кувейтской авиационной лизинговой компанией ALAFCO меморандум о намерениях на приобретение 20 самолетов Boeing 737 MAX 8 стоимостью 1,9 млрд долл. по каталожным ценам. Американский производитель самолетов разошелся не на шутку и объявил о намерениях компании Avolon приобрести 10 самолетов 737 MAX 8 и 5 лайнеров 737 MAX 9, а также 10 Next-Generation 737-800. Общая стоимость обязательств составляет 2,3 млрд долл., к соглашению предусмотрен опцион на приобретение дополнительных 5 самолетов 737 MAX.

В течение всей выставки иностранные авиапроизводители Boeing и Airbus вели негласный счет на количество заказанных самолетов. И если бизнес-программа Boeing была насыщенной в первые дни выставки, то Airbus заключал сделки ежедневно по чуть-чуть. Французский производитель самолетов заключил контракт с гонконгской авиакомпанией Cathay Pacific на 10 самолетов А350, соглашение на поставку 4 самолетов А320neo израильской Arkia Israel Airlines, с китайской лизинговой компанией CALC на 36 авиалайнеров семейства А320.

Пожалуй, самым неожиданным оказался твердый контракт французского производителя с российской авиакомпанией "ЮТэйр" на 20 самолетов А321 каталожной стоимостью 2,072 млрд долл. Этот контракт привлекает внимание еще и тем, что в рамках авиасалона в Фарнборо это единственный контракт, заключенный с российской авиакомпанией. Безусловно, такой факт, скорее, печальный нежели радостный. Таким образом, невооруженным глазом видно, что участие российских авиакомпаний в крупнейших мировых выставках сводится к мимолетному видению.

Общая сумма контрактов Boeing и Airbus, подписанных в ходе авиасалона, превысила 50 млрд долл. Непосредственно в гонке конкурирующих авиаконцернов победа с явным преимуществом досталась компании из США. Портфель заказов Boeing пополнился заявками на 396 машин, в то время как у Airbus это число составило 115 единиц.

Всего в Фарнборо Boeing подписал контракты на сумму более 37 млрд долл., европейский концерн - 16,9 млрд долл. Отметим, что до этого на протяжении нескольких лет Airbus выигрывал у своего американского конкурента как по объему полученных заказов, так и по количеству собранных машин.

Без хеппи-энда

"Фарнборо-2012" можно охарактеризовать как авиасалон, который до последнего момента выдерживал интригу касательно участников и контрактов. И если для иностранных участников он оказался в целом урожайным, то для российской делегации дело не заладилось с самого начала, а точнее - с получения визы, которую большинство специалистов буквально вырывали из рук сотрудников британского посольства в последний момент - перед вылетом, а некоторым и вовсе пришлось остаться в России и наблюдать за авиасалоном по телевизору.

Так, в Фарнборо не приняла участие пилотажная группа "Витязи", появления которой очень ждали зрители и участники выставки. Российские авиакомпании, видимо, и вовсе не планировали "залетать" на британский авиасалон, возможно, решив не травить себе душу, если уж купить новые самолеты нельзя. Отечественные производители авиатехники старались, как могли, проводили ежедневные конференции, презентации самолетов SSJ, МС-21, Як-130, чем действительно можно гордиться. И пусть пока на нашу технику нет таких заказов, как на иностранную, однако капля и камень точит.

Как отмечают эксперты отрасли, от авиасалона в Великобритании ждали гораздо большего, чем смогли получить. По сравнению с "Фарнборо-2010" нынешнему авиасалону в буквальном смысле слова не хватало драйва, все объясняется тревожными ожиданиями новой волны кризиса, о которой на авиасалоне говорили чаще, чем о самолетах.

Анастасия Жидкова, РБК

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 ноября
EUR ЦБ: 116,14 (+3,05)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Курс доллара на 29 ноября
USD ЦБ: 109,58 (+1,57)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Украинский дрон попытался атаковать объекты в ДагестанеПолитика, 09:56
SCMP узнал о проблемах китайских компаний из-за курса рубляБизнес, 09:54
Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктовРБК и Альфа-Лизинг, 09:52
В Тбилиси у здания парламента задержали более 100 протестующихПолитика, 09:47
Большинство украинцев не захотели видеть Зеленского на посту президентаПолитика, 09:40
Силы ПВО сбили украинские беспилотники на подлете к СочиПолитика, 09:31
Хунди и ангадия: как в Индии работают неформальные системы расчетовОтрасли, 09:19
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Фурсенко рассказал, как Россию исключали из проектов ЦЕРНПолитика, 09:06
Почему люксовые бренды являют свои символы на уровне бессознательногоРБК и Сбер Первый, 09:00
Глава МФЦ «Астана» — РБК: «Рынок Казахстана только в начале пути»Инвестиции, 09:00
На Алтае арестовали директора соццентра, где отравились более 20 человекОбщество, 08:56
В Крыму назвали возможные сроки старта переговоров с США по УкраинеПолитика, 08:47
Во Франции предсказали возможный срок появления ядерного оружия у ИранаПолитика, 08:33
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина СШАPro, 08:25