Дума начала рассмотрение реформы электроэнергетики
Государственная дума приступила к рассмотрению во втором чтении пакета законопроектов по реформе РАО "ЕЭС России", обсуждение началось с законопроекта "Об электроэнергетике". Как сообщил на пленарном заседании заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Юрий Липатов, к рассмотрению этого документа во втором чтении поступило 626 поправок. По его словам, изменения внесены практически в каждую статью, они, в частности, обеспечивают гарантии прав потребителей. Кроме того, в законопроект внесены новые понятия, такие как "веерное отключение", а также добавлен ряд статей, касающихся гражданской правовой ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления, особенностей правового статуса и полномочий администратора торговой системы оптового рынка.
Правительственный пакет законопроектов по реформе электроэнергетики состоит из шести документов: "Об электроэнергетике", "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике", "О внесении изменений и дополнений в закон "О государственном регулировании тарифов на электро- и теплоэнергию в РФ", "О внесении изменений и дополнений в закон "О естественных монополиях", "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса РФ", "О внесении изменений в закон "Об энергосбережении".
Все эти законопроекты были приняты Государственной думой в первом чтении 9 октября 2002 года. Согласно концепции пакета документов, в рамках реформы РАО "ЕЭС России" предусматривается разделение конкурентных видов бизнеса (генерация и сбыт электроэнергии) и монопольных видов бизнеса (передача электроэнергии и диспетчеризация). При этом, за государством остается право регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию в энергозамкнутых регионах, а также право регулирования предельного уровня тарифов на услуги Системного оператора и Администратора торговой системы и платы за технологическое присоединение к сетям. За регионами остается право регулировать сбытовую надбавку для гарантирующих поставщиков, тарифы на передачу электроэнергии по распределительным сетям, на теплоэнергию и на водные ресурсы. При реформировании электроэнергетики во вновь создаваемых компаниях предусматривается пропорциональное разделение акций между собственниками.
Рассмотрение пакета законопроектов по реформе электроэнергетики во втором чтении первоначально планировалось на декабрь прошлого года, однако было отложено на 2003 года по инициативе центристских фракций Госдумы. К настоящему времени центристы разработали к пакету законопроектов ряд поправок, которые в целом получили одобрение правительства РФ.
Согласно поправкам, внесенным центристами, из законопроектов исключается дата начала функционирования свободного рынка электроэнергии (первоначально предполагалась 1 июля 2005 года): либерализация свободного рынка в России начинается после подписания соответствующего постановления правительства РФ. Кроме того, в соответствии с поправками, правительство РФ также будет определять, какие оптово-генерирующие компании и в каком объеме будут отпускать электроэнергию "гарантирующим" поставщикам в рамках долгосрочных контрактов по фиксированным ценам. Предполагается, что "гарантирующие" поставщики будут обслуживать население и жилищно-коммунальные организации.