Кремлю не понравился запрет на участие зарубежных компаний в госзакупках
Речь идет о проекте поправок в законы №223-ФЗ "О закупках" и №44-ФЗ "О федеральной контрактной системе", запрещающих иностранным компаниям участвовать в госзакупках (копии отзывов обоих управлений АП есть в распоряжении РБК). Сам законопроект в конце января внесли в Госдуму глава комитета по экономической политике ГД Игорь Руденский и депутат Игорь Игошин. В Кремле опасаются, что принятие документа нанесет удар по конкурентоспособности госкомпаний.
Авторы законопроекта предложили ограничить число участников госзакупок компаниями, "зарегистрированными на территории" России. В пояснительной записке депутаты сослались на послание президента Федеральному собранию 12 декабря. "Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами господдержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им также должен быть закрыт доступ к исполнению госконтрактов и контрактов структур с госучастием", - заявил тогда глава государства. Позднее Минфин разработал план по деофшоризации, состоящий из 21 пункта (см. "РБК daily" от 28.01.2014). Один из пунктов предполагает ограничение офшорных компаний в реализации госпрограмм, приобретении государственного и муниципального имущества и получении бюджетных средств.
Принятие представленных поправок "не вполне соответствует" поручению президента и будет сложно реализуемым, говорится в отзыве начальника государственно-правового управления (ГПУ) президента Ларисы Брычевой. Проблемы могут возникнуть у российских посольств, консульств и торговых представительств, работающих за рубежом. Заказчики будут вынуждены отстранять иностранные компании, уже признанные участниками закупок, "что может повлечь отмену торгов". Из законопроекта непонятно, как закупать товары, не имеющие российских аналогов, и комплектующие к ранее поставленным импортным товарам, как будет проводиться их сервисное обслуживание. В экспертном управлении согласились, что установка на закупку исключительно у российских юрлиц может привести к ухудшению положений госкомпаний и потере их конкурентных преимуществ.
В ГПУ рассудили, что законопроект ставит под угрозу договоренности о свободной торговле в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Этот запрет экономические партнеры России могут расценить как "ограничение доступа на рынок иностранных компаний в отдельном секторе экономики". Это допускается, только когда речь идет о правительственных закупках, напоминают кремлевские юристы.
Компании-нерезиденты и сейчас ограниченно участвуют в госзакупках, отметил первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин. "Еще большее ужесточение вряд ли будет способствовать деофшоризации", - скептичен эксперт.
Сейчас законопроект находится на рассмотрении в правительстве. Из-за отрицательных отзывов АП его рассылку в Совет Федерации и региональные парламенты отложили. В Кремле ситуацию не комментируют. "Пока идет рабочий процесс и обмен мнениями, какие-то комментарии просто исключены", - сказал "РБК daily" пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
В отличие от кремлевских экспертов, Минэкономразвития разделяет предложения депутатов. На закрытом совещании у Владимира Путина 12 февраля глава министерства Алексей Улюкаев говорил, что его ведомство поддерживает запрет на заключение государственных (включая муниципальные) контрактов с компаниями, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях (текст выступления есть в распоряжении РБК). По мнению министра, реализация этих мер уже к концу года "радикально обновит облик" сферы госзакупок.
Депутаты доработают свой проект с учетом правок АП, заявил "РБК daily" Игорь Руденский. "Есть нюансы, связанные с работой российских дипмиссий, покупкой запчастей для иностранных автомобилей и т.д. Будем думать, как это исправить. Возможно, будем работать вместе с Минэкономразвития", - сказал депутат.
Алиса Штыкина, Инга Воробьева