Ставки хедж-фондов на укрепление рубля приблизились к годовому максимуму
Ставки хедж-фондов на укрепление рубля к доллару почти достигли годового пика — последний раз их число было столь же высоким 31 марта 2015 года, свидетельствуют данные Комиссии США по торговле сырьевыми фьючерсами (CFTC). Цена нефти марки Brent с начала марта выросла на 10% и закрепилась в районе $40 за баррель (на 17:40 мск бенчмарк торговался на уровне $39,15), а инвесторы снова интересуются развивающимися рынками.
На этом фоне курс рубля с начала месяца укрепился на 6,5%, показав максимальный рост с апреля прошлого года. На 17:40 мск доллар торговался на уровне 70,77 руб.
В этом году крупные спекулянты начали впервые увеличивать вложения в рубль в середине января. За неделю, окончившуюся 19 января, число чистых длинных позиций по рублю составило 657 фьючерсных контрактов по сравнению с 651 контрактом за предшествующие пять торговых дней.
«Скорее всего, это фиксация прибыли после огромного спада валюты, а не изменение настроений, — отмечал тогда валютный стратег Barclays Хуан Прада. — Рубль сильно зависит от цен на нефть, и в случае удешевления нефти отношение к рублю может стать негативным».
С 19 января — восьмую неделю подряд — крупные спекулянты наращивали свои позиции по рублю. По итогам недели, окончившейся 8 марта, число чистых длинных позиций по рублю составило 2601 фьючерсный контракт против 1842 контрактов за предыдущие пять торговых дней. С начала года по 8 марта рубль прибавил к доллару 5,2%, показав третью лучшую динамику среди валют развивающихся рынков, сообщал Bloomberg. Российская валюта «будет находиться под влиянием цены на нефть и переговоров с ОПЕК по меньшей мере до середины марта», объяснял агентству в конце февраля аналитик Nordea Bank Денис Давыдов. «У рубля есть все шансы прибавить 5%, если стоимость нефти возобновит рост и превысит $35 за баррель», — считает он. Если нефть поднимется к $40, рубль может укрепиться до 70 руб. за доллар, что в последний раз наблюдалось в декабре, говорил агентству управляющий активами УК «Открытие» Дмитрий Космодемьянский. 120-дневная корреляция между стоимостью марки Brent и курсом рубля достигла в понедельник, 14 марта, показателя 0,76 (единица означала бы, что активы идеально скоррелированы).
С 1 по 8 марта наблюдались также рекордные темпы ликвидации ставок хедж-фондов и других спекулятивных инвесторов на удешевление американской нефти. Их короткие позиции в опционах и фьючерсах на нефть WTI на бирже NYMEX сократились на 38 232 контракта, или 25%, свидетельствуют данные CFTC. Сокращение коротких позиций на 38,2 тыс. рекордное с 2006 года, когда начинается соответствующая статистика. Прежний рекорд был зафиксирован в апреле 2015 года, когда за неделю было закрыто 35 тыс. коротких позиций. Ставки на удешевление WTI сокращаются уже пятую неделю подряд, за это время количество коротких спекулятивных позиций уменьшилось на 43%, следует из данных CFTC, а нефть WTI, соответственно, подорожала на 22% (по 8 марта).
В условиях избытка предложения цены на нефть будут находиться в диапазоне $25–45, следует из вышедшего 14 марта обзора Адама Лонгсона и других аналитиков Morgan Stanley. Хеджирование производителей, динамика коммерческих запасов могут ограничить рост стоимости нефти марки WTI в диапазоне $40–45/барр., ждет Morgan Stanley. Сегодня же свой прогноз по России выпустила экономист банка Алина Слюсарчук. Согласно прогнозу банка, дефицит российского федерального бюджета в 2016 году составит 4,2% от ВВП, если средняя цена нефти марки Urals составит $34 за баррель. Если же средняя цена Urals составит $40 в 2017 году, российский ВВП вырастет на 0,9%, а инфляция замедлится до 6,7%.
Балансировка на рынке нефти может задержаться, если цены останутся на нынешнем уровне, следует из вышедшего 14 марта обзора Кевина Норриша и других аналитиков Barclays. Если повышение цен на нефть замедлит темпы сокращения добычи, неблагоприятная рыночная конъюнктура может сохраниться. Технически сейчас нефтяные котировки указывают на то, что на рынке установилась повышательная тенденция, говорится в обзоре. По мнению аналитиков Barclays, наблюдаемая ситуация напоминает сценарий прошлого года, когда цены выросли примерно на 20% в январе-феврале из-за значительного сокращения бурения в США. В этих условиях участники рынка заключили, что худшее уже позади, когда «на самом деле все только начиналось».