Центр Кудрина предложил отменить валютный контроль
Либерализация валютного регулирования в России 1990–2000-х годов была «частичной», все еще сохраняются «существенные ограничения, связанные с требованиями законодательства к порядку совершения валютных операций», констатирует Центр стратегических разработок (ЦСР) в своем новом докладе о реформе валютного контроля (есть у РБК). «Запретительный характер» регулирования мешает трансграничной деятельности российского бизнеса, а сами механизмы контроля «не позволяют достигать макроэкономических целей по устойчивости» рубля, приходят к выводу в ЦСР, который разрабатывал экономическую программу для президента Владимира Путина. Валютный контроль в стране нужно попросту отменить, считают эксперты.
Что не так с валютным контролем
ЦСР называет восемь ключевых проблем валютного регулирования в России. Во-первых, существование понятия «валютный резидент», которого нет в странах ОЭСР. Резидентами являются все юрлица, созданные по отечественному законодательству, а с этого года ими считаются и все российские граждане (до этого россияне, находящиеся за рубежом непрерывно больше года, становились нерезидентами).
Вторая проблема — запрет зачислять на зарубежные счета средства от продажи движимого и недвижимого имущества и ценных бумаг. Это «неоправданное обременение для добросовестных участников экономической деятельности», которое, в частности, мешало амнистии капиталов 2015–2016 годов, считают в ЦСР.
Среди других сложностей Центр Кудрина выделяет требования о предоставлении валютными резидентами отчетности по зарубежным счетам (в противном случае операции, проведенные по таким счетам, признаются незаконными, из-за чего резидентам грозит штраф в размере 75–100% от их суммы), а также требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам. Последние не позволяют прекращать обязательства по трансграничным контрактам с нерезидентами через взаимозачеты и прощение долга и негативно влияют на электронную торговлю, для которой быстрые межстрановые платежи имеют «ключевое значение», пишут авторы доклада.
Пятая проблема — запрет валютных операций между резидентами (как в России, так и за ее пределами). Причем на практике контролировать проведение таких операций зачастую невозможно. Шестая — слишком жесткая ответственность за нарушения валютного законодательства (слишком большие штрафы, а также потенциальное уголовное наказание практически за любое нарушение требований валютного законодательства из-за широких формулировок в УК).
Наконец, указывает ЦСР, система администрирования валютного контроля слишком сложна. Существуют органы регулирования (налоговая, ЦБ, ВЭБ, таможня) и агенты регулирования (ЦБ, правительство и уполномоченные банки): первые могут предписать устранить нарушения или применить меры в соответствии с законом, вторые же лишь проводят проверки. Последняя проблема, по мнению ЦСР, в том, что валютные ограничения создают барьеры для развития Евразийского экономического союза.
Споры властей
О необходимости либерализации валютного контроля и разногласиях с ЦБ по этому вопросу говорил министр экономического развития Максим Орешкин. Сейчас контроль очень жесткий и является «одним из рудиментов», который сдерживает активизацию торговли, а полноценный межведомственный обмен по этим операциям отсутствует, указал Орешкин.
Свой вариант смягчения валютного контроля в январе опубликовал Минфин. Согласно проекту ведомства, экспортеров не будут штрафовать за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов (а импортеров — за несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар), если просрочка составляет менее 30 дней. Предложения Минфина также предусматривают частичное снижение штрафов с нынешних «драконовских» (по выражению министра Антона Силуанова) 75–100% от суммы невозвращенных средств до 33–50%. Впрочем, это смягчение не затронет, например, зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка.
При этом еще осенью прошлого года Минфин предлагал дать правительству и Центробанку полномочия вводить жесткие валютные ограничения в кризисные периоды. Минэкономразвития такое предложение не поддержало. Впоследствии Минфин отказался от этой идеи. Архаичность валютного контроля стала одной из тем последней встречи крупных предпринимателей с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Традиционно более осторожен в вопросе валютного контроля Центробанк. Нужно находить баланс между полной отменой валютного контроля и жестким контролем — убирать его «сразу» нельзя, говорил в начале года замдиректора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Липин.
Международный опыт
Страны ОЭСР с 1980–1990-х годов не требуют от резидентов репатриации и продажи валютной выручки, они также не прибегают к ограничениям по использованию зарубежных счетов, отмечают авторы доклада ЦСР. Развитые страны осуществляют контроль за трансграничными потоками денежных средств в рамках налогового законодательства, банковского контроля и законодательства по противодействию отмыванию денежных средств, полученных преступным путем.
Власти США никогда не применяли меры валютного контроля и не ограничивали операции с иностранной валютой и банковскими счетами, указывают эксперты ЦСР со ссылкой на отчет ОЭСР. При этом в США действуют сильные механизмы контроля за движением средств резидентов. Согласно принятому в 2010 году закону о налоговой отчетности по зарубежным счетам (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), налоговая служба получает данные о счетах американских налоговых резидентов в зарубежных финансовых институтах (банки, инвестфонды и др.). Отчетность FATCA внедряется путем межправительственного обмена или же банки ряда стран (Австралии, Бермуд, Чили, Швейцарии, Японии) регистрируются на сайте налоговой службы США для предоставления данных об американских налоговых резидентах.
В странах БРИКС применяются валютные ограничения, отмечают авторы доклада. Так, в Индии резидентам запрещено иметь счета за рубежом (это возможно только через уполномоченного посредника), а также получать кредиты в иностранной валюте (кроме транспортных, страховых и строительных компаний). Власти Индии установили требование о репатриации и обязательной продаже валютной выручки, а законом о валютном регулировании предусмотрен контроль над трансграничными валютными операциями.
Резиденты Китая должны репатриировать и продать валютную выручку в течение 90 дней после завершения импортно-экспортной операции, а валютные счета в зарубежных банках могут открывать только резиденты, чья деятельность связана с периодическими платежами за рубеж. При этом каждое получение денег из-за рубежа или перечисление валюты за границу должно иметь обоснования, которыми служат внешнеторговый контракт и таможенная декларация.
Валютное регулирование в Бразилии более прогрессивно: экспортер вправе оставить за рубежом 100% экспортной выручки, а ограничений на осуществление операций по зарубежным счетам нет. Благодаря электронной системе мониторинга (фиксирует все действия по валютным операциям) резиденты экономят на банковском обслуживании. Юрлица могут подать отчетность в онлайн-систему о своем зарубежном счете. В России же отчетность юридических лиц по иностранным счетам должна ежеквартально предоставляться в налоговые органы.
Отмена в два этапа
Валютные ограничения в России стали «анахронизмом», считают эксперты ЦСР. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» следует отменить, а соответствующий понятийный аппарат перенести в другие нормативно-правовые акты. Отказ от жесткого контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», говорится в докладе.
Либерализацию валютного регулирования нужно провести в два этапа, считают в ЦСР. Первая часть реформы, которую следует реализовать уже к концу 2018 года, должна отменить требования по репатриации и установить открытый режим использования иностранных счетов. Затем Минфин и ЦБ, как считают в ЦСР, должны подготовиться к отмене запрета на валютные операции между резидентами и одновременно (в логике тренда на дедолларизацию экономики) к введению в Гражданском кодексе запрета на использование иностранной валюты как платежного средства на территории страны. Кроме того, нормы отчетности по зарубежным счетам нужно перенести в Налоговый кодекс (сейчас регулируются федеральным законом), полагают авторы реформы.
Второй этап реформы рассчитан на 2019–2020-е годы. ЦСР предлагает отменить требование подачи отчетности лицами, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР. Сейчас Россия договорилась об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 73 государствами, однако требования по использованию финансовыми институтами стандарта ОЭСР пока не установлены, отмечают авторы. Большинство других стран такие нормы уже приняли.