В.Путин поставил задачи по развитию отечественного судостроения
![В.Путин поставил задачи по развитию отечественного судостроения](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/94/754598667566946.jpeg)
"Мы можем самостоятельно строить почти все классы военных кораблей, кроме того, обладаем уникальными ледокольными технологиями, работающими в Арктике и Антарктике, - сказал Путин. - В то же время за последние 10 лет из общего объема судов, заказанных российскими судовладельцами, на отечественных верфях построено лишь шесть процентов". "Наши судостроители проигрывают конкуренцию прежде всего по производительности труда, в организации производства и темпах внедрения инноваций", - отметил премьер.
Новый российский премьер раскритиковал работу прошлого кабинета министров по улучшению ситуации в этой отрасли. По его словам, правительство до сих пор не выполнило поставленные еще в марте прошлого года задачи по формированию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Был назван новый срок формирования ОСК - к 1 апреля следующего года.
Как отметил после совещания председатель Совета директоров "Объединенной промышленной корпорации" Александр Гнусарёв, идея развития государственно-частного партнерства в создании судостроительных мощностей очень своевременная и перспективная. "Уже сегодня можно говорить о практическом взаимодействии между ОПК и создаваемой Объединенной судостроительной корпорацией. В ОСК передается 20% принадлежащих государству акций судостроительного завода "Северная верфь". На базе этого и других входящих в ОПК предприятий отрасли будет создан новый судостроительный комплекс по производству крупнотоннажных морских судов дедвейтом до 300 тыс. тонн. ОПК готова и к другим вариантам кооперации с судостроительными предприятиями, которые войдут в ОСК", - отметил он.
Эксперты, опрошенные РБК, рассказали, что положительным примером развития в судостроительной отрасли могут послужить как раз судостроительные активы "Объединенной промышленной корпорации", состоящие из "Северной верфи", "Балтийского завода" и ЦКБ "Айсберг" в Петербурге. Стратегия и деятельность ОПК в области судостроения в полной мере отвечает задачам, поставленным на совещании в Санкт-Петербурге российским премьером.
Так, еще в 2006 году специалисты ОПК разработали концепцию создания на базе "Северной верфи" суперсовременного судостроительного комплекса. Проект предусматривает глубокую модернизации мощностей "Северной верфи" и строительство на ее территории сухого дока размерами 360х55 м с эллингом, новым корпусообрабатывающим цехом и цехом агрегатирования. Реализация данного проекта стоимостью 13,7 млрд руб. начнется при поддержке "Внешторгбанка" и "Внешэкономбанка" уже в этом году, а завершится в 2013 году. Тогда "Северная верфь" сможет строить крупнотоннажные суда суммарным дедвейтом до 500 тыс. тонн в год, включая танкеры грузоподъемностью до 300-350 тыс. тонн и газовозы СПГ грузовместимостью в 150 тыс. и 215 тыс. тонн.
На "Северной верфи" строится серия корветов нового поколения для ВМФ РФ (проект 20 380, головной корвет – "Стерегущий" - вошел в состав флота в этом году). Планируется также размещение на верфи заказа Газпрома на строительство 8 судов-метановозов, способных перевозить до 150 тыс. кв. м газа. Производство газа на Штокмановском месторождении начнется в 2014 году. Первый метановоз "Северные верфи" должны будут построить к 2012 году.
"Балтийский завод" и ЦКБ "Айсберг" являются признанными лидерами отрасли по созданию дизель-электрических и атомных ледоколов. В 2007 году сдан заказчику самый большой в мире атомоход "50 лет Победы", заканчиваются работы над дизель-электрическими ледоколами "Москва" и "Санкт-Петербург".
ОПК активно интегрируется в мировой судостроительный рынок – в начале мая 2008 года подписан меморандум о комплексном взаимодействии с ведущей мировой судостроительной компанией - южнокорейской Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME). Соглашение предусматривает сотрудничество в создании на базе "Северной верфи" мощного судостроительного комплекса. По словам генерального директора "Северной верфи" Андрея Фомичева, "DSME готова поставлять спецоборудование для судов обеспечения платформ, тендер на строительство которых Газпром проведет в этом году".
Таким образом, отмечают эксперты, судостроительный комплекс ОПК является самостоятельным центром развития судостроительной отрасли России. При этом он нацелен на сотрудничество с государством и теснейшую кооперацию с создаваемой Объединенной судостроительной корпорацией, ибо ОПК в своей деятельности последовательно руководствуется принципом государственно-частного партнерства.