Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Рост на китайских удобрениях: мировой автопром встает с колен

Мировой автопром, похоже, в этом году приступил к процессу "вставания с колен", на которых он оказался благодаря кризису. После череды неурядиц, подкосивших авторынки по всему миру, производство и продажа четырехколесных средств передвижения снова становится прибыльным делом.
Рост на китайских удобрениях: мировой автопром встает с колен

Итоги I квартала 2010г. свидетельствуют о том, что "зеленые ростки" на рынке, пробивавшиеся с конца прошлого года, заколосились для автоконцернов густыми миллиардами прибылей, по которым в отрасли так скучали с 2008г. Эти процессы наблюдаются с начала года во всем мире.

Возвращение к прибыли

Ведущие мировые автоконцерны с начала года явно вздохнули с облегчением. Государственные антикризисные меры по поддержке авторынков в разных странах мира наконец дали свои плоды, позволив если не заработать, то в разы сократить убытки автопроизводителям.

Так, американский Ford в январе-марте 2010г. заработал 2,1 млрд долл. против убытков годом ранее. Его более крупный конкурент General Motors пока не представил своих финансовых результатов. Однако если судить по росту проданных автомобилей в среднем на 20% в последние месяцы, есть надежды на улучшение и его финансовой ситуации.

Неплохо себя ощущают автозаводы Германии и Франции. Daimler и BMW завершили квартал с прибылью в 612 млн евро и 324 млн евро соответственно, хотя еще год назад обе компании работали в убыток. Немецкий Volkswagen увеличил прибыль вдвое - до 473 млн евро. Французские автоконцерны полные отчеты пока не представили, зато их выручка растет: по итогам I квартала и Renault, и PSA Peugeot Citroen нарастили ее на 28% каждый.

Лидер мирового автопрома японская Toyota в январе-марте 2010г. нарастила выпуск машин на 66%, а ее прибыль составила 1,2 млрд долл. Ее более мелкий конкурент Mazda сумел выйти из убытков, увеличив производство машин вдвое и заработав 105 млн долл. Вернулась к прибыли и Honda, заработав 772 млн долл. при росте продаж на 28%.

Ставка на дракона

Не будет большим преувеличением сказать, что мировую автопромышленность спас, по сути, Китай. Эффективная программа господдержки сделала свое "черное дело", и авторынок Поднебесной уверенно обошел на повороте кризиса рынок американский, добившись звания крупнейшего в мире. Сейчас в КНР ежемесячно реализуется более 1,5 млн автомобилей, а рост продаж составляет десятки процентов в месяц. С начала года объем китайского авторынка вырос на 61% - до 6,17 млн проданных машин.

На этом фоне подавляющее большинство мировых автоконцернов скорректировали в лучшую сторону свои прогнозы по прибыли и сообщили о планах нарастить производство. Руководители автогигантов не скрывают: ставка делается на рынок Поднебесной, поскольку он растет быстрее всего. О том, что программа госстимулирования может закончиться, рост не бесконечен даже для Китая, а риск перенасыщения никто не отменял, автоконцерны предпочитают пока не думать.

Другие рынки

Впрочем, не забывают автоконцерны и бывшего лидера - рынок США, который тоже постепенно выходит из кризиса и все еще остается вторым по величине в мире. Тем не менее осторожность прогнозов на его счет понятна: по итогам 2009г. продажи автомобилей в Штатах упали до 27-летнего минимума, и пока не ясно, когда же американский рынок вернется к докризисным оборотам. Кроме того, власти США понемногу сокращают госстимулирование экономики, что тоже может притормозить в какой-то момент американские автопродажи.

Медленно, но верно оправляется от кризисного шока авторынок Европы. По итогам I квартала 2010г. продажи автомобилей в ЕС выросли на 9,2% - до 3,67 млн машин.

Объемы рынка удается поддерживать и в Японии: по итогам финансового года он вырос на 9,9%, а в марте 2010г. продажи легковых автомобилей подскочили сразу на 71% - до 945 тыс. автомобилей. Однако едва ли тут стоит обольщаться: взрывной рост зиждется на крайне низкой сравнительной базе прошлого года и поддержан опять же госстимулированием японского авторынка.

На игле госстимулирования

Пока мировой авторынок растет в основном на государственных программах. В США еще в острой фазе кризиса была запущена программа cash for clunckers (деньги за автохлам), поддерживавшая автопродажи. Аналогичная стимулирующая программа действовала до осени прошлого года в Германии и действует до сих пор в ряде других стран Европы. Как уже упоминалось выше, поддерживают свои авторынки и Япония и, конечно же, Китай.

Однако пока рост мировой экономики неустойчив, а внутренний спрос на товары длительного пользования весьма шаток. Что бывает, когда авторынок отключают от "аппарата искусственного дыхания", хорошо видно на примере Германии. Поначалу там все шло хорошо: в разгар кризиса продажи росли или держались на прежнем, докризисном уровне. Но как только закончились госсубсидии на покупку новых автомобилей, рынок рухнул. Падение продолжается и поныне: в I квартале 2010г. продажи на немецком авторынке упали на 23%.

Что будет, когда стимулирующие программы закончатся по всему миру (и в первую очередь в Китае), не знает пока никто. Все надеются, что к тому времени потребительский спрос на автомобили в мире восстановится. В противном случае авторынки вернутся к скоростному спуску и стагнации, о которых сейчас все стараются не вспоминать.

Александр Гаспарян, РБК

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 декабря
EUR ЦБ: 112,8 (-1,51)
Инвестиции, 02 дек, 18:04
Курс доллара на 3 декабря
USD ЦБ: 107,18 (-0,57)
Инвестиции, 02 дек, 18:04
«Победа» «очистит» еще два Boeing в своем паркеБизнес, 10:14
Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правдаPro, 10:11
Как российские стартапы становятся драйверами технологического прорываРБК+, 10:10
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 10:09
Единая сеть и суперпродукты: какое будущее ждет мобильных операторовТренды, 10:07
Посольство объяснило миграционным кризисом отказы во въезде в МексикуОбщество, 10:01
В ВТБ предложили модифицировать бюджетное правилоЭкономика, 10:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Шанинке оценили эффект от крупных городов для виноделенВино, 10:00
Как спасти сбережения от инфляции и сформировать подушку безопасностиРБК и ПСБ, 09:52
Звонки в школах будут проигрывать мелодию из «Щелкунчика»Общество, 09:52
Тренер «Вашингтона» оценил первую тренировку Овечкина после травмыСпорт, 09:51
Fox News узнал о шутке Трампа про превращение Канады в 51-й штат СШАПолитика, 09:49
Глава СПЧ — РБК: «Право — очень тонкая и гибкая вещь»Политика, 09:45
Все завалены и измотаны: каково работать в Miro — в 5 пунктахPro, 09:45