Рост на китайских удобрениях: мировой автопром встает с колен
Итоги I квартала 2010г. свидетельствуют о том, что "зеленые ростки" на рынке, пробивавшиеся с конца прошлого года, заколосились для автоконцернов густыми миллиардами прибылей, по которым в отрасли так скучали с 2008г. Эти процессы наблюдаются с начала года во всем мире.
Возвращение к прибыли
Ведущие мировые автоконцерны с начала года явно вздохнули с облегчением. Государственные антикризисные меры по поддержке авторынков в разных странах мира наконец дали свои плоды, позволив если не заработать, то в разы сократить убытки автопроизводителям.
Так, американский Ford в январе-марте 2010г. заработал 2,1 млрд долл. против убытков годом ранее. Его более крупный конкурент General Motors пока не представил своих финансовых результатов. Однако если судить по росту проданных автомобилей в среднем на 20% в последние месяцы, есть надежды на улучшение и его финансовой ситуации.
Неплохо себя ощущают автозаводы Германии и Франции. Daimler и BMW завершили квартал с прибылью в 612 млн евро и 324 млн евро соответственно, хотя еще год назад обе компании работали в убыток. Немецкий Volkswagen увеличил прибыль вдвое - до 473 млн евро. Французские автоконцерны полные отчеты пока не представили, зато их выручка растет: по итогам I квартала и Renault, и PSA Peugeot Citroen нарастили ее на 28% каждый.
Лидер мирового автопрома японская Toyota в январе-марте 2010г. нарастила выпуск машин на 66%, а ее прибыль составила 1,2 млрд долл. Ее более мелкий конкурент Mazda сумел выйти из убытков, увеличив производство машин вдвое и заработав 105 млн долл. Вернулась к прибыли и Honda, заработав 772 млн долл. при росте продаж на 28%.
Ставка на дракона
Не будет большим преувеличением сказать, что мировую автопромышленность спас, по сути, Китай. Эффективная программа господдержки сделала свое "черное дело", и авторынок Поднебесной уверенно обошел на повороте кризиса рынок американский, добившись звания крупнейшего в мире. Сейчас в КНР ежемесячно реализуется более 1,5 млн автомобилей, а рост продаж составляет десятки процентов в месяц. С начала года объем китайского авторынка вырос на 61% - до 6,17 млн проданных машин.
На этом фоне подавляющее большинство мировых автоконцернов скорректировали в лучшую сторону свои прогнозы по прибыли и сообщили о планах нарастить производство. Руководители автогигантов не скрывают: ставка делается на рынок Поднебесной, поскольку он растет быстрее всего. О том, что программа госстимулирования может закончиться, рост не бесконечен даже для Китая, а риск перенасыщения никто не отменял, автоконцерны предпочитают пока не думать.
Другие рынки
Впрочем, не забывают автоконцерны и бывшего лидера - рынок США, который тоже постепенно выходит из кризиса и все еще остается вторым по величине в мире. Тем не менее осторожность прогнозов на его счет понятна: по итогам 2009г. продажи автомобилей в Штатах упали до 27-летнего минимума, и пока не ясно, когда же американский рынок вернется к докризисным оборотам. Кроме того, власти США понемногу сокращают госстимулирование экономики, что тоже может притормозить в какой-то момент американские автопродажи.
Медленно, но верно оправляется от кризисного шока авторынок Европы. По итогам I квартала 2010г. продажи автомобилей в ЕС выросли на 9,2% - до 3,67 млн машин.
Объемы рынка удается поддерживать и в Японии: по итогам финансового года он вырос на 9,9%, а в марте 2010г. продажи легковых автомобилей подскочили сразу на 71% - до 945 тыс. автомобилей. Однако едва ли тут стоит обольщаться: взрывной рост зиждется на крайне низкой сравнительной базе прошлого года и поддержан опять же госстимулированием японского авторынка.
На игле госстимулирования
Пока мировой авторынок растет в основном на государственных программах. В США еще в острой фазе кризиса была запущена программа cash for clunckers (деньги за автохлам), поддерживавшая автопродажи. Аналогичная стимулирующая программа действовала до осени прошлого года в Германии и действует до сих пор в ряде других стран Европы. Как уже упоминалось выше, поддерживают свои авторынки и Япония и, конечно же, Китай.
Однако пока рост мировой экономики неустойчив, а внутренний спрос на товары длительного пользования весьма шаток. Что бывает, когда авторынок отключают от "аппарата искусственного дыхания", хорошо видно на примере Германии. Поначалу там все шло хорошо: в разгар кризиса продажи росли или держались на прежнем, докризисном уровне. Но как только закончились госсубсидии на покупку новых автомобилей, рынок рухнул. Падение продолжается и поныне: в I квартале 2010г. продажи на немецком авторынке упали на 23%.
Что будет, когда стимулирующие программы закончатся по всему миру (и в первую очередь в Китае), не знает пока никто. Все надеются, что к тому времени потребительский спрос на автомобили в мире восстановится. В противном случае авторынки вернутся к скоростному спуску и стагнации, о которых сейчас все стараются не вспоминать.
Александр Гаспарян, РБК